Судя по всему, Международный валютный фонд хочет занять жесткую позицию в отношении Греции и Украины, он не хочет уже оказывать этим странам какое-либо предпочтение. Это и понятно. Ведь МВФ – это, прежде всего, международный кредитор. И если Фонд допустит списание хоть части долга, то недостающие финансовые средства придется заплатить налогоплательщикам других государств. Конечно, правительства Греции и Украины хотят заключить соглашения о реструктуризации своих государственных долгов, но до сих пор нет уверенности, что международные кредиторы заинтересованы в таких сделках. Безусловно, дверь всегда открыта для возможностей поиска различных компромиссов, обсуждения альтернативных вариантов. Правда, справедливости ради надо признать, что греки по итогам референдума проголосовали против требований международных кредиторов. Таким образом, они отвергли меры экономии и урезания бюджетных расходов в обмен на новые займы. По официальным результатам после подсчета 100% бюллетеней, «нет» кредиторам сказали 61,31% избирателей. «За» проголосовали 38,69%. Явка составила 62,50%.
Теперь, вероятнее всего, итог референдума победители рассматривают как платформу для более выгодных условий для нового финансового соглашения. А выход Греции из зоны евро и тем более из Евросоюза греки считают маловероятным. Европейские лидеры в свою очередь признают результаты греческого референдума, но также напоминают о последствиях, которые, по мнению политиков стран ЕС, могут быть весьма печальными для греков. И вот сейчас неужели последние события в Греции и итоги референдума в этой стране ничему нас так и не научат? Неужели украинцы не изменятся, а современная история никого ничему не научит? Неужели люди на коллективном уровне останутся неразумными, а разумными будут только на индивидуальном? А может быть именно так и хотят нас организовать?
Интересно, что накануне греческого референдума президент Европарламента Мартин Шульц в интервью «Европейской правде» так прямо и заявил о том, что Украине нужно сосредоточить внимание не на перспективах членства в ЕС, а на решении текущих проблем. В этой связи, если бы у меня спросили, а есть ли сегодня шанс для экономического роста в Украине и в последующем рассчитаться по долгам с кредиторами? Отвечаю:
- Да, есть. У нас в стране имеется огромный ресурс – это внутренний спрос, который, кстати, сегодня создают ВПК и АПК, а их доходы, которые перераспределяются внутри страны, являются базой для стабилизации и в дальнейшем для развития нашей экономики. Но, к сожалению, пока этот спрос по-прежнему остается в импорте. Почему? Потому что у нас власти не хотят разрабатывать правильную межотраслевую промышленную политику, которая бы в верном направлении сконцентрировала эти ресурсы и дала бы стимулы для поддержания точек роста в реальном секторе экономики.
А что сейчас происходит в финансовой системе Украины? К сожалению, практически все рынки разбалансированы. Мы видим, что очень трудно привязаться к некоему стабилизационному фактору, некоей точке опоры. И ни Н.Яресько, ни В.Гонтарева, ни тем более А.Абромавичус не видят экономику Украины предсказуемо, всё очень зыбко. Теперь, как в известном высказывании классика: нам уже без них придется находить ключевое звено и вытаскивать всю цепь. А пока у нас не то, что нет такого звена, потянув за которое можно вытянуть всю цепь, вообще многих звеньев не хватает. Например, не хватает:
1) национальной инвестиционной программы, хотя бы 2-х летней, которая бы связывала банковскую систему с инвестициями в развитие производства;
2) госполитики развития ведущих отраслей экономики;
3) законодательного обеспечения долгосрочного целеполагания стратегии развития;
4) механизмов ответственности за управление государственными деньгами.