И, учитывая тот факт, что наши финансово-экономические власти, в частности, предыдущий состав Нацкомиссии по ценным бумагам, умудрился существенно подорвать позиции украинского фондового рынка. Поэтому сегодняшние проблемы – это еще и отголоски их неверной политики, которые привели к еще большему сужению рынка и соответственно вынуждали власти активно и постоянно занимать иностранную валюту. И что в итоге? В последние годы наш внутренний рынок ценных бумаг и совместного инвестирования не развивались, зато Кабмин быстро поднабрался дорогих долгов в валюте.
Сегодня наш фондовый рынок, по убеждению многих экспертов, тихо умирает. В этом велика вина и на разбалансированной, несогласованной и разновекторной деятельности трех регуляторов – НБУ, Нацкомфинуслуг и Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Их взаимодействие скорее напоминало известные персонажи басни – лебедя, рака и щуку. Не знаю, что еще должно у нас произойти, чтобы в Украине был создан один мегарегулятор, например, на базе НБУ, чтобы в одном центре финансовой власти формировалась кратко, средне и долгосрочная политика и стратегия развития национального фондового рынка? И чтобы мы точно и в лицо знали виновных за просчеты и бездействие, или награждали их за реальные достижения.
В то же время рыночные риски в Украине хотя и остаются высокими, но, общаясь с иностранными коллегами, понимаю, что, прежде всего, не они тревожат инвесторов и наших управляющих активами. Гораздо опаснее риски рыночной инфраструктуры, связанные с владением, хранением акций, перерегистрацией прав собственности на них, совершением сделок и осуществлением расчетов. И если уровень рыночных рисков определяет уровень прибыли (из-за чего они не могут рассматриваться как нежелательные), то риски инфраструктуры нам надо свести до минимума совместными усилиями законодателей, госрегуляторов и непосредственно самих участников фондового рынка. Только в этом случае мы увидим новые потоки денег иностранных и внутренних инвесторов.
Ведь сегодня на руках у населения, по разным экспертным оценкам, осело наличности в эквиваленте около 90 миллиардов долларов США - это почти в 12 раз больше нашего золотовалютного резерва и соответственно кредиты МВФ – это уже и не такие большие суммы. И эти деньги финансово состоятельных граждан лежат под подушками, они не работают на экономику страны. Финансовые сбережения населения – это сейчас главный источник длинных денег для проведения экономических реформ, а также основной инвестиционный ресурс для реального сектора экономики Украины, включая, военно-промышленный комплекс.
Кстати, инвестиционный портфель стратегических инвесторов не подвержен сиюминутным ценовым колебаниям. И этот факт показывает то, что привлечение (даже в финансовый сектор) долгосрочных инвесторов, более выгодно для страны, нежели поощрение притока так называемых «горячих» денег. И этому обстоятельству наши финансовые власти и госрегуляторы должны уделять значительно больше внимания, т.е. стараться быстрее изменять общую концепцию притока инвестиций в Украину.
При этом частные корпорации должны сами поддерживать свою капитализацию за счет различных программ, например, самостоятельного выкупа активов, увеличения дивидендов и т.п.. Ведь если выплачиваются нормальные дивиденды, вряд ли можно обрушить цену акций до того уровня, когда просто невозможно удержаться от соблазна купить такие привлекательные ценные бумаги. В этих случаях есть предел для тех или иных атак на фондовом и валютном рынках.
Да и деньги на рефинансирование долгов также можно наскрести на собственном рынке, а не заимствовать где-то на внешних финансовых рынках. Поэтому сейчас на нашем фондовом рынке надо новому составу НКЦБФР грамотно подтолкнуть процесс движения, в котором сами участники, а не коррумпированные регуляторы, должны выбрать то, что им нравится и развивать украинский рынок совместного инвестирования. Активно предлагать финансово состоятельным гражданам вкладывать свои свободные средства в финансовые инструменты паевых и корпоративных инвестиционных фондов и акции украинских акционерных обществ.