Итак, особенно в последние годы правительство страны стало всё больше и больше привлекать кредитные деньги, грубо говоря, проедая будущее наших детей и внуков. Правда, если объем госдолга начинает превышать критическую черту - 60% по отношению к ВВП государства, - то это уже очень опасно. Тем не менее, Италия, Япония, Великобритания и даже США давно уже перешли за эту критическую черту. Украина пока этого не сделала, но и никак не может уменьшить свою зависимость от мирового финансового рынка. Более того, никто в стране не знает, когда же мы сможем перейти к умеренному заимствованию, т.е. приблизительно по 2% - 3% к ВВП Украины в год. И далее перейти к значительно большей зависимости от доходов и налогов, которые украинская экономика начнет давать с нарастающим итогом. А может быть нам не «заморачиваться» проблемой долгов по совету отдельных экспертов? Ведь эта проблема глобальная. Пройдет еще 5-7 лет и эти долги во всех странах Европы и Америки значительно превысят 100% их ВВП. Дальше эти суверенные долги может обесценить высокая инфляция. В истории это происходило многократно, когда рост цен съедал реальную стоимость долгов.
Но пока это только желанные перспективы, а позади огромное количество ошибок и просчетов наших предыдущих финансовых властей. Пора бы на ошибках и учиться. Для примера назвал бы две масштабные ошибки экономического блока Азарова – Арбузова. Первая ошибка – они допустили слишком большое укрепление гривны. Вторая – была высокая инфляция. Сейчас наша сильно ослабевшая национальная валюта «легла». Когда же теперь встанет и куда пойдет?
И сразу же захотелось спуститься с небес на нашу грешную землю, а именно напомнить нашим властям о валютных заемщиках банков. Плюс к этому, заметить: «Не случится ли так, что вскоре в нашей банковской системе наступит такой маленький кассовый разрыв». Поскольку последние повышения налогов и тарифов очень больно бьют по малому и среднему бизнесу. В связи с чем начнется волна дефолтов, т.к. бизнес не сможет обслуживать дорогие кредиты. Да и платежеспособность населения не увеличивается, наоборот, уже просто падает. В свою очередь предприниматели все повышения налогов и тарифов стремятся также переложить на рядового потребителя.
Что делать? Как добиться баланса интересов коммерческих банков и бизнеса, населения и государства? Думаю, что дальше просто нельзя нам жить без долгосрочной программы развития экономики страны, без знания банкирами, предпринимателями и населением четко обозначенных и выстроенных приоритетных направлений развития рынков. И наконец-то, надо перестать трогать малый бизнес, дать ему встать на ноги. Когда они уже хоть что-то заработают, тогда уже можно включать механизм налогов. А последние повышения тарифов, конечно, больно ударят по малому бизнесу. И не будут они показывать все свои денежные потоки, будут снова уходить в так называемый «серый сектор». Не пора ли и здесь исправлять серьезные ошибки? Например, ввести специальные стимулирующие налоговые режимы для малого бизнеса.
Причем проблемы достижения баланса сдержек и стимулов настолько обострились, что дальше их нельзя не замечать. Приведу только один пример. По экспертным оценкам в производительности труда мы в 10 раз отстаем от США. Зато по уровню зарплат руководителей предприятий и банков догоняем западных коллег, тор-менеджеры наши так точно не пасут задних. Поэтому мы становимся всё менее эффективными. Производить у нас становится уже не выгодно.
Еще хуже то, что мы продолжаем разрушать нашу налоговую бюджетную политику. Не замечая системных ошибок предшественников. Вспомните, как бывшим главой миндоходов и сборов предлагалось непродуманное и радикальное снижение налогов, никак не связанных с потребностями госбюджета. Теперь у нас новый уклон, принято решение о налогообложении депозитов, о введении акциза с операций с ценными бумагами и т.п. И чиновники никак не хотят понять, что самое важное – это ожидания инвесторов.
Инвесторы ожидали, что у нас будут хотя бы стабильными налоговые ставки и, исходя из них, они планировали инвестиционные проекты. А теперь выясняется, что вводятся новые налоги, повышаются тарифы и т.д. Как удержать инвесторов, чтобы они не махнули на всё это рукой и не уехали? Думаю, нужно срочно четко и ясно сформулировать нашу новую доктрину налоговой системы и довести ее до каждого инвестора, до каждого представителя малого и среднего бизнеса.
Что ж за последнее десятилетие, сколько же чиновники и олигархи успели наделать масштабных ошибок (!), да таких, что теперь вряд ли кто-то точно подсчитает, сколько у нас экономик. Например, что включать в «теневую» экономику? А что в не формальную, не учитываемую и не зарегистрированную госорганами финансово-хозяйственную деятельность? Дальше – есть у нас не легальная, не официальная. Более того, а какое процентное соотношение «теневой» и криминальной или преступной экономик? Наконец, дошли до такого вывода: масштаб «теневой» экономики и масштаб коррупции – взаимосвязаны. И точку поставлю вопросом: оптимизация налогообложения относится к «теневой» экономике? На этот счет мнения экспертов разошлись, т.к. для одних – это умелое использование налогового законодательства, а уклонение от налогов – это уже «оффшорная» экономика. А потом власти разводят руками, дескать, не знаем где брать деньги на пенсии и социальные выплаты.
Кто знает или хотя бы предполагает, какова наша стратегия выхода из украинского кризиса? Только давайте начистоту. Греция уже показала всему миру – что долговая дыра делает со страной. А каковы масштабы наших проблем и ошибок?! Опасаясь развития Украины по самому худшему сценарию, что будем делать? Девальвировать далее гривну, подстегивая экспорт и еще более усложняя жизнь валютным заемщикам, или укреплять гривну, борясь с инфляцией, но съедая сбережения граждан? Да и без кредитной закачки и увеличения налоговой нагрузки на бизнес вряд ли удастся правительству решать наши долговые проблемы. И это притом, что все мы понимаем: куда ни кинь, всюду риск социальных волнений.