О чём идет речь в законе
5 сентября Верховная Рада 255 голосами приняла закон "Об образовании", который, в частности, регулирует вопрос использования украинского языка в сфере образования. В частности, закон предусматривает переходный период для детей, поступивших на обучение до 1 сентября 2018 года и сейчас учатся на языках нацменьшинств, до 1 сентября 2020 года. С 1 сентября следующего года дошкольное и начальное образование дети могут получать на языке соответствующего национального меньшинства, при этом параллельно изучая государственную.
С 5 класса дети национальных меньшинств начнут обучаться на государственном языке, а язык нацменьшинств будут изучать как отдельную дисциплину. Если речь нацменьшинств относится к языкам Евросоюза, также возможно преподавание на ней одной или нескольких дисциплин. Кроме того, украинский язык становится единственным языком в системе профессионального и высшего образования.
А ещё, в комплект к новому закону, и в рамках той же логики, Министерство образования и науки исключило с 2018 года русский язык из перечня предметов, по которым проводится внешнее независимое оценивание.
Иными словами, речь идет о введении единого стандарта образования по всей Украине. Ибо не укладывается ни в какие рамки, когда только около 40% выпускников венгерских школ в Украине из-за незнания украинского языка способны сдать ВНО.
При чем языки, культуру, историю меньшинств изучать можно и никто не намерен этому препятствовать. Но только в дополнение к обязательному перечню предметов, изучаемых исключительно на украинском языке.
Нет права на гетто
Не будем лишний раз убеждать, что языковой закон в Украине давно дозрел и даже перезрел: война России против Украины именем «защиты русскоязычных» яркий тому пример.
Но кроме внешнего обоснования есть и не менее важный, внутренний: без знания украинского языка молодежь любого национального меньшинства оказывается в своеобразном гетто - не получат в Украине и нормального образования, значит окажутся без нормальной карьеры и нормальной социализации.
Сколько сейчас в Украине таких школ, где учат на другом, не на украинском языке? Целых 10% школьников в Украине обучаются сегодня на других языках. Большая часть из них - на русском, но это уже детали. Неважно, какой именно язык - важно другое: каждый десятый школьник, по сути, лишен нормальной социализации. Это очень плохо для каждого в отдельности из этих 10%. Но это очень плохо и для Украины - нельзя терять 10% молодежи.
Конечно, национальные меньшинства вправе изучать свой язык - но не вместо образования на украинском языке и по украинским стандартам, а вместе с ним. Национальные меньшинства имеют право получать образование в стране своего происхождения - в той мере, в какой та готова их принять. Они имеют право на выбор: социализироваться в общество той страны, либо социализироваться в украинское общество, сохраняя (опять же, одновременно, а не вместо) прочные связи со страной своего происхождения.
Но есть те силы, которые такое гетто очень хотят сохранить: ведь оно ценно тем, что порождает характерную психологию осажденного лагеря, существенно облегчающую управление этим ресурсом. Гетто, остро чувствующее неравноправность своего положения, склонно поддерживать мстительные крайности. Иными словами, например, 150-тысячное венгерское гетто в Украине - именно тот электоральный ресурс, который нужен сегодня Виктору Орбану.
Соседи – против
Надо сказать, что против нового украинского закона выступила не только Венгрия. Сначала сразу четыре страны: Венгрия, а также Болгария, Греция и Румыния выразили свою обеспокоенность по поводу введения единого языка обучения – украинского, начиная от пятого класса и далее. Затем и МИД России привычно заявил об «ущемлении интересов миллионов русскоязычных жителей Украины».
Москве немедленно поддакнул пророссийский президент Молдовы Игорь Додон.
В Румынии тоже с заявлением выступил МИД, но затем целый парламент принял декларацию, в которой, правда, в достаточно дипломатической форме выражена надежда на соблюдение европейских стандартов в сфере защиты прав национальных меньшинств, проживающих в Украине. Кроме того, в ближайшее время в Украину прибудет группа румынских парламентариев, которая обсудит пути урегулирования ситуации с властями Украины.
При этом удивил президент Румынии Клаус Йоханнис: на пресс-конференции в Нью-Йорке перед отъездом в Бухарест он заявил об отмене своего официального визита в Украину, а также встречи на конец сентября с председателем Верховной Рады из-за закона "Об образовании".
Надо сказать, что таким демаршем он поступил больше эмоционально чем рационально: ведь если бы его родная Германия требовала от Румынии того же, что сейчас Бухарест требует от Киева, то этнический немец Йоханис не смог бы никогда стать президентом Румынии - ведь он не знал бы языка страны своего проживания.
Забегая наперед, Бухарест смягчил позицию и по дипломатическим каналам уже передал Киеву, что визит президента не «отменен», а «отложен». "Визит не отменён, а перенесён", сообщили в МИД Украины.
Польша пока избегает резких обвинений, ограничиваясь апелляциями к европейскому законодательству в сфере защиты языков нацменьшинств. Замминистра МИД Польши Бартош Чихоцкий в Киеве заявил, что Польша «со своей стороны хотела бы Украину также предостеречь, чтобы эти изменения не вызвали конфликта с международными обязательствами Украины о языках национальных меньшинств».
Словом, круги по воде пошли достаточно широкие.
Украинская же сторона, судя по всему, международного осуждения не боится – так как убеждена, что эта языковая статья не нарушает тех международных обязательств, которые взяла на себя Украина.
Министр образования и науки Лилия Гриневич провела встречу с иностранными послами и с разъяснениями сути нововведений. После чего заявила, что Украина сама направит на экспертизу Совета Европы 7 статью закона об образовании: «Мы готовы в Совет Европы предоставить эту статью закона для экспертизы по поводу того, что эта статья не нарушает те международные обязательства, которые взяла на себя Украина».
К слову, в самой Европе происходят похожие процессы: в школах Финляндии, например, решили начинать отказываться от обязательного изучения языка нацменшины - шведского, в пользу английского или немецкого. У той же Румынии существуют проблемные взаимоотношения с Венгрией, которая при помощи культурного влияния (язык, культура) стремится застолбить и расширить свое влияние на исторические венгерские земли, входящие сейчас в Румынию. Поэтому поддакивая Орбану в украинском вопросе Йоханис еще и усиливает позиции венгров внутри своей страны.
Позиция Будапешта
Из всех соседних стран дальше всех в своих протестах шагнула Венгрия, ее реакция была самой жесткой. Мало того, Будапешт продолжает повышать ставки. И еcли интерес, например России, нагнетать антиукраинские настроения понятен и очевиден – так как это является важным фактором обоснования развязанной Москвой войны против Украины, то в чем же состоит интерес Венгрии в создании раздрая против соседней Украины?
Сначала была объявлена, по-сути, «дипломатическая война»: глава венгерского МИДа Пейтер Сийярто назвал новый украинский закон "стыдом и позором". Мол поэтому венгерские дипломаты отныне не будут поддерживать ни одной украинской инициативы либо важного для Украины решения в международных организациях.
Более того, Сийярто заявил, что отдал венгерским дипломатам прямое указание не только не поддерживать Украину, но всячески препятствовать в реализации важных для нее дел на международной арене. На всех форумах ООН, ОБСЕ и ЕС Будапешт намерен ставить вопрос о внесении поправок в языковую статью закона Украины об образовании.
Кроме того, МИД Венгрии уже поотправлял жалобы на Украину в ОБСЕ, ООН и ЕС.
А 19 сентября венгры вынесли вопрос еще на более высокий государственный уровень – парламент Венгрии единогласно принял резолюцию с осуждением нового украинского закона.
Соответствующая кампания против закона началась и в самом Закарпатье. Закарпатский областной совет принял обращение к президенту Порошенко с требованием ветировать новый закон "Об образовании". За соответствующее решение 21 сентября проголосовали 38 из 56 депутатов облсовета. А в это время под зданием облсовета в Ужгороде собралось несколько десятков активистов, выступающих против закона "Об образовании" и в поддержку этого обращения.
Что интересно - подготовка к этому "образовательному" походу против Украины шла давно и не без помощи Венгрии. Так, ещё в июле в румынском городе Беиле-Тушнад состоялись консультации представителей венгерских политических партий и общественно-политических объединений Карпатского бассейна. В них участвовали глава парламентской фракции Демократического союза венгров Румынии Короди, председатель Союза венгров сербской провинции Воеводина Пастор, председатель словацкой Партии венгерской коалиции Меньгарт.
От Украины присутствовал председатель Общества венгерской культуры Закарпатья (ОВКЗ), народный депутат Украины Брензович. В ходе этих консультаций Брензович заявил, что "антивенгерская" политика правительства Украины угрожает закарпатскому венгерскому меньшинству и ОВКЗ противостоит этому с помощью масштабных информационных кампаний, сборов подписей и политического давления. Он также рассказал, что в самой Закарпатской области с венгерским населением идет интенсивная информационно-пропагандистская работа по самым резонансным вопросам.
Виктор Орбан примеряет шинель Путина?
Венгерская диаспора, в том числе и 150-тысячная в Украине - один из инструментов влияния Будапешта на сопредельные с Венгрией страны. Но они также являются и фактором внутренней политики самой Венгрии.
Чтобы в апреле 2018 в третий раз подряд победить на парламентских выборах и возглавить правительство премьер-министр Виктор Орбан вместе со своей партией "Фидес-ХДНП" (Fidesz-KDNP) готовится в третий раз получить конституционное большинство в венгерском парламенте. Для этого Орбану уже недостаточно хороших ораторских способностей, вряд ли сработают его обещания о светлом будущем. Да и экономических достижений у нынешнего правительства, которые можно было использовать в качестве аргумента для избирателей, маловато. Остается превратить собственных избирателей - провластных и проправительственных, на протестный электорат. А это возможно сделать только найдя (или создав) врагов, которые угрожают нынешний Венгрии, чтобы возглавить против них мировоззренческую войну. А тем самым - задеть венгров за живое и призвать их стать вместе с собой на защиту родины.
В разное время такими врагами были: а) брюссельские бюрократы, б) беженцы, с) Джорж Сорос и его университет. Теперь вот очередь Украины. И Орбан этот шанс не упустит.
Опасность в том, что в популистическом предвыборном угаре Виктор Орбан способен на глупости. И одну из таких он уже сделал – допустил прямое применения военной силы против Украины. Речь идет о том, что Виктор Орбан поставил МО Венгрии задание проанализировать варианты действий силовых структур Венгрии для защиты венгерской диаспоры на украинской территории.
Правда, указание было воспринято венгерскими военными без энтузиазма. Согласно их выводам, во-первых, физическое вмешательство Венгрии в ситуацию на Закарпатье приведет к критически непредсказуемым последствиям для этой страны. Во-вторых, боевой потенциал венгерской и украинской армий несопоставим. Во-вторых, состояние боеготовности даже существующих ВС Венгрии не позволяют осуществлять никакие силовые акции – большинство боевых подразделений ВС Венгрии просто не смогут выдвинуться с техникой за пределы своих баз. Единственное, что представляется возможным так это организация пунктов приёма беженцев из Украины, "пострадавших от антивенгерских акций центральных властей". К слову, такой же вариант отрабатывался и в момент активной фазы Революции Достоинства 2013-2014 гг.
Вторая причина (кроме выборов), по которой Венгрия (и Болгария тоже) постараются еще дальше раздуть проблему украинского закона - в первую очередь перед своими гражданами, а также в ЕС, заключается в том, что они используют ситуацию с украинским законом для того, чтобы обосновать срыв режима санкций ЕС против России.
Об этом уже прямо признался премьер-министр Болгарии Бойко Борисов: по его словам, Болгария будет работать над отменой санкций против России во время своего председательства в Совете Европы в 2018 году.
Венгрия также жалуется на то, что из за санкций против России якобы потеряла 7 млрд долларов. Хотя по словам главы МИД Венгрии Петера Сийярто "сейчас ситуация улучшается" и товарооборот между Москвой и Будапештом за первое полугодие увеличился примерно на 30%.
Единодушие Венгрии и России по вопросу украинского закона на встрече Сийярто с российским министром Лавровым во время Генасамблеи ООН («министры выразили озабоченность принятым Верховной радой Украины законом об образовании, ограничивающим права национальных меньшинств на образование на родном для них языке») наверняка сблизило позиции сторон и по вопросу санкций.
Подведем итоги
Нервная реакция соседей на внутриукраинские процессы Украины – ситуация неприятная, хотя и закономерная: у любых соседей всегда много точек соприкосновения друг с другом. Поэтому они не могут не реагировать, это их право и даже обязанность.
Но и Украине есть что предъявить: в самих возмущенных соседних странах нет школ с обучением всех предметов на украинском языке, чего они так хотят от Киева. Максимум, в некоторых странах может идти речь об изучении украинского языка как предмета или обучение на украинском нескольких предметов. Поэтому нынешнее показное возмущение некоторых стран наталкивает на мысли о совершенно других основаниях такого «недовольства», чем просто культурные и языковые цели.
Но главное здесь, чтобы обсуждение между странами не переходило рамки приличия (а не так как сделал Россия и попыталась - пока на бумаге, сделать Венгрия). Ведь национальный фактор и языковой вопрос будут использоваться противниками для внесения смуты в отношениях меду странами еще многие годы. И нашим соседям важно осознавать, что принятый Верховной Радой закон об образовании направлен не против них, а за Украину. Тем более, что его появление имеет совершенно четкое практическое обоснование (мифическая «защита прав русскоязычных» стала идеологическим обоснованием войны России против Украины).
Киеву же важно понимать, что чтобы ни у кого из соседей (северных, восточных или даже западных) не возникало соблазна заменить переговоры российским путем по отношению к территориальной целостности Украины, то граница должна быть закрытой по всему периметру. Да - и быть готовым давать отпор, в том числе, и силовым путем.
В итоге Киев не поддался на давление и шантаж. Ведь уступки в этом вопросе, по сути, означали бы частичную сдачу украинской независимости в угоду интересов сопредельных стран. Чтобы нравиться всем и сразу - нужно ничего не делать вообще. Или просто сразу объявить о капитуляции.