Что изменится для учеников
Дети, которые пойдут в школу с 1 сентября 2018 года, будут учиться 12 лет – старшая школа продлиться на год. Все, кто уже ходит в школу, будут учиться 11 лет. Именно этот пункт вызвал споры у политиков. Нардепы Игорь Попов и Олег Ляшко призвали «не делать из школы свадебное агентство», чем заслужили негодование руководительницы Минздрава Ульяны Супрун: «Среди предостережений прозвучало будто нельзя вводить 12-летнюю систему образования, так как 18-летние девушки будут выходить из школы беременными. Невероятно! Парламент не должен быть местом пропаганды сексизма и эйджизма…». Министр образования Лилия Гриневич сообщила, что увеличение времени обучение в старшей школе позволит ученикам определиться с выбором профессии и лучше подготовиться к поступлению в университеты, не прибегая к помощи репетиторов. К тому же, согласно заявлению Гриневич, для получения диплома бакалавра учиться придется теперь, в основном, три года, а значит – общее количество лет, потраченных на получение высшего образование, не изменится.
Полное среднее образование будет состоять из трех уровней: начальной школы (1-4 классы), базового (5-9 классы, гимназия) и профильного среднего образования (10-12 классы, лицей или учреждения профобразования).
Начальное образование дети будут получать, как правило, с шести лет. Позже пойти в школу и дольше получать начальное и базовое образование, при необходимости, смогут дети с особыми учебными потребностями.
Образование будет поделено на циклы. Так, первый и второй классы будут «адаптационно-игровые», третий и четвертый – «основные», пятый и шестой – «адаптационные», седьмой, восьмой и девятый – «базовые предметные».
Для того, чтобы перейти на новый уровень обучения, нужно будет пройти оценивание – государственную итоговую аттестацию (будет возможна в разных формах, в том числе и внешнего независимого оценивания). После начальной школы такое тестирование не будет решающим, а проводится для мониторинга качества образования.
В принятом законе прописано, что языком образования является украинский. По словам заместителя министра образования Павла Хобзея, сейчас национальные меньшинства могут обучаться на родном им языке на всех трех ступенях образования: «В этих школах изучение государственного языка происходит только на уроках украинского языка и литературы», – сообщил он в эфире «Громадського радіо». С 2020 года представители национальных меньшинств/коренных народов смогут изучать свой родной язык наряду с украинским в группах или отдельных классах только в начальной школе и дошкольных учреждениях. Как отдельную дисциплину язык коренного народа или национального меньшинства можно будет изучать в учреждениях профессионального и высшего образования.
Кроме того закон говорит о государственной поддержке в изучении «прежде всего» английского языка, а также других языков международного общения. Отмечается, что «в учебных заведениях в соответствии с образовательной программой могут преподаваться одна или несколько дисциплин двумя и более языками - государственным, английским языком, другими официальными языками Европейского Союза».
Кроме учебы в школе, закон предусматривает дистанционное (посредством интернета), экстернатное (самостоятельное обучение), семейное или домашнее обучение (помощь родителей) и патронаж (учитель приходит к ребенку домой, если посещать школу ученик не может по состоянию здоровья).
В законе также есть пункт о бесплатности учебников (в том числе и электронных), а вот за питание в школе нужно будет платить в том случае, если ребенок не льготник.
Отдельно в законе прописана территориальная доступность школы: каждому ребенку должны обеспечить начальное и базовое среднее образование в школе, за которой закреплена территория, на которой он проживает. Детей из села, которым нужно добираться до школы, должны подвозить автобусы за деньги местного бюджета. Развозка эта также должна быть доступной для учеников с инвалидностью.
Помещения для занятий также должны быть построены с учётом требования доступности, или же разумно приспособлены для обучения детей с инвалидностью.
Дети с инвалидностью будут учиться в обычных классах – при обращении родителей в школу, группы или классы для такого ребенка должны быть созданы в обязательном порядке. Тем, кто не будет успевать за одноклассниками, законодатель гарантирует индивидуальные занятия. Кроме того, школа должна будет обеспечить детей необходимыми средствами: учебниками со шрифтом Брайля, аудиокнигами, преподаванием на языке жестов. С 1 сентября 2017 года прекратился набор в школы-интернаты (до 31 декабря 2017 года они должны превратиться в детдома для детей-сирот): министерство настаивает на том, что все дети должны учиться вместе.
Основная часть закона говорит об индивидуальном подходе к ученику (который будет обеспечен индивидуальным учебным планом) и способности применять полученные знания в жизни – компетенциях.
Для родителей
Родители будут иметь право получать информацию о всех запланированных педагогических, психологических, медицинских, социологических мероприятиях, исследованиях и обследованиях, педагогических экспериментах. Также родители могут принимать участие в разработке индивидуальной программы развития ребенка (для учеников с инвалидностью) или индивидуального учебного плана, который будет у каждого ученика. Сейчас же школа не предоставляет персонализированного подхода к каждому ученику - дети учатся по утвержденной единой программе министерства.
Отныне всем желающим будет доступна полная информация о деятельности школы: территория обслуживания, информация о работниках, результаты мониторинга качества образования, годовой (в том числе и финансовый) отчеты деятельности, список товаров и услуг, полученных как благотворительная помощь, список платных услуг. Проследить, куда пошли ваши деньги и финансирования из местного бюджета, будет гораздо проще: достаточно зайти на сайт школы или местного управления образования. Сейчас получить такую информацию можно через запрос либо в районное управление образования, либо министерство, а за некоторыми закупками школы проследить с помощью Prozorro.
Родители могут стать членами попечительского совета. Совет же сможет участвовать в определении стратегии развития школы, участвовать в выборе директора, анализировать деятельность школы, контролировать выполнение бюджета и пытаться привлечь дополнительное финансирование.
Есть в законе также еще одна любопытная норма, согласно которой государство финансирует получение общего среднего образования в частном учебном заведении с лицензией, передавая ему «целевой объем средств в размере финансового норматива бюджетной обеспеченности одного ученика общеобразовательного учебного заведения». Сообщается, что сейчас на одного ученика из бюджета выделяется приблизительно 10 тысяч гривен в год, а на ученика с инвалидностью – 25 тысяч. Какой минимум будет выделен на одного ученика в следующем учебном году, а также по какой процедуре эти деньги смогут быть переданы частному заведению, еще предстоит решить Кабмину.
За помощью в решении споров родители смогут обратиться к образовательному омбудсмену. Он будет назначаться Кабмином на 5 лет: рассматривать и проверять жалобы учеников и их родителей, а также педагогических работников, давать рекомендации учреждениям, передавать факты правонарушений правоохранителям.
Для учителей и руководителей
Согласно последнему приказу министерства образования от 20.01.2017, минимальная ставка для специалиста составляет 2912 гривен. С 2020 года минимальная зарплата учителя будет составлять 3 минимальные заработные платы (сегодня 9600 гривен). Должностной оклад работника каждой следующей квалификационной категории повышается на 10%. За более трех лет работы в школе, учителям полагается надбавка в 10%, за 10 и более лет – 20%, а за более 30 лет – 30%.
Ежегодно учитель будет получать один оклад в качестве денежного вознаграждения. Также предусмотрена помощь на оздоровление и льготные долгосрочные кредиты на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья. Механизм их предоставления в законе не прописан. Учителя в селах также смогут претендовать на бесплатное пользование жильем, отоплением и электроэнергией. Также не чаще, чем раз в десять лет, учитель сможет получить «творческий отпуск», длительностью до года с зачислением этого времени в общий стаж. К должностному окладу можно будет получить 20% суммы дополнительно, при условии успешного прохождения добровольной сертификации. Такая процедура хоть и не обязательна, но она будет засчитываться как аттестация. Аттестация раз в пять лет будет обязательной – в этом закон не изменился.
Больше никакого обязательного обучения в Институте последипломного педагогического образования - повышать свою квалификацию учитель сможет любыми способами (с помощью тренингов, мастер-классов, сертификатных программ). ИППО будут работать как и прежде, но у его услуг появится законная конкуренция. За 5 лет работы учитель должен будет пройти не менее 150 часов повышения квалификации, но улучшать знания нужно будет ежегодно и отныне не за свои деньги. Финансирование на повышения квалификации учителей будет получать школа, а педсовет - окончательно решать, поддержать ли предложение учителя в выборе способа своего обучения.
Рабочим временем учителя будет считаться не только время преподавания, но и воспитательная работа. Руководству школ запрещается приобщать коллектив к участию в религиозных мероприятиях и политических акциях.
Учитель не будет скован обязательной министерской программой: он сможет организовать учебный процесс по своему усмотрению, предложить новые формы и методы обучения, аккредитовать свои программы. Его основная задача – соответствовать ожидаемым и прописанным министерством результатам на каждом этапе обучения, а в средствах достижения этого предоставляется выбор.
Школы станут более автономными. Они также будут избавлены от инспекций и аттестаций. Государство будет проводить аудит - проверять школу планово, раз в 10 лет. Делать это будет специально созданный орган - госслужба качества образования. Цель аудита – дать школе рекомендации для улучшения учебного процесса.
Директора школы будут выбирать на шесть лет по результатам конкурса. В голосовании будут участвовать учителя этой школы и родители. Директор сможет занимать должность только два срока. Именно директор будет формировать коллектив школы – назначать педагогов на руководящие должности, а также нанимать на работу учителей. Решения в школе должны будут приниматься всем коллективом: у всех педагогических работников учреждения появится обязанность участвовать в заседаниях педсовета.