Напомним, уничтожение Турцией в октябре 2015 года российского бомбардировщика, Путин назвал «ударом в спину». Так вот серия ударов военного, экономического и политического характера, последовательно нанесенных Трампом в последнее время, вполне справедливо будет охарактеризовать как дюжина ножей в спину России.
Больше того, удары, которые Трамп нанес по России в экономической и политической сфере, не идут ни в какое сравнение даже с теми 59 крылатыми ракетами, которые были запущены с американских кораблей в Средиземном море.
Надо признать, залпы американских «Томагавков» по сирийской авиабазе – это очень сильный (прежде всего политический) ход Трампа. Он убил им как минимум сразу двух зайцев.
Во-первых, его политические противники в самих США теперь обезоружены. Ведь до этого Трамп со времени своей инаугурации во внутренней политике терпел одно поражение за другим. Американские суды последовательно вводили запреты на его указы об ограничении миграции из ряда мусульманских стран. Его обещание построить стену на границе с Мексикой также настроило против него его политических противников, испортило отношения с соседней страной и вообще повисло в воздухе, поскольку не очень понятно откуда взять 20 млрд долларов на этот сомнительный проект (особенно с учетом того, что Мексика однозначно отказалась в нем участвовать).
Еще одно предвыборное обещание Трампа, которое он обещал реализовать в первую очередь, а именно отмена реформы обязательного медицинского страхования (Obamacare) также потерпело оглушительное фиаско. Законопроект, предложенный с этой целью республиканцами, был настолько неудачен, что, не дожидаясь голосования в Конгрессе, они сами отозвали его. Добавим к этому обвинения против Трампа и его команды со стороны демократов, которые объединившись с могущественными американскими спецслужбами - ЦРУ, АНБ и ФБР – усиленно «копали» под него на предмет его сотрудничества с Кремлем.
И вот буквально за одну ночь все переменилось. После удара по Асаду Трамп на коне. Все обвинения и намеки на его сотрудничество с Россией рассыпались в прах. Даже если американские спецслужбы что-то нарыли, теперь это уже не имеет значения. Кто обвинит в работе на Россию человека, который нанес военный удар по ее союзнику? Американцы вновь почувствовали себя великой нацией и помог им в этом их новый президент.
Трампу очень важно доказать сейчас в США, что он не марионетка Москвы. Лучше чем врезать по ней (а удар по базе Асада - это фактически удар по России) ничего не придумаешь. Трамп в душе, вероятно, воздал хвалу всевышнему после известия о химической атаке в Идлибе. Сейчас, правда, некоторые российские эксперты (например, член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко) уверяют, что Асаду эта атака была не нужна, что возможно за ней стоит кто-то из окружения сирийского президента, из тех, кто заинтересован в продолжении войны, или союзники России и Асада - иранцы. Но для американцев это сейчас вопрос второстепенный. Химатака была и лучшего повода для Трампа показать Америке свою антироссийскость придумать было трудно.
Российские эксперты и политики сейчас в один голос говорят, что ответ американцев на применение химоружия в Сирии показал импульсивность Трампа, готовность его к быстрым (подразумевается, необдуманным) решениям. И вот с этим я категорически не согласен.
Во-первых, Трамп достаточно расчетливый политик. Во-вторых, удары американских Томагавков стали логичным продолжением крутого и фактически глобального поворота, совершенного им во внешней политике. Больше того, эти удары – ничто в сравнении с экономическим и политическим ударами, которые американский президент нанес по РФ. Для России они могут иметь гораздо более серьезные последствия.
О чем собственно речь. Напомню, залпы американских Томагавков по Сирии совпали с официальным визитом в Вашингтон председателя КНР Си Цзиньпина. Причем есть серьезные основания полагать, что это было отнюдь не случайным совпадением - особенно с учетом того, что Трамп анонсировал свой «ракетный привет» Асаду во время официального завтрака с председателем Си. Так сказать, на десерт…
Однако сам по себе визит Си Цзиньпина в США стал лишь кульминацией того стремительного улучшения американо-китайских отношений, которое произошло буквально за два последних месяца и которое для большинства наблюдателей осталось незамеченным.
Еще в середине эти отношения были хуже некуда. Авианосная группа американских кораблей была направлена в Южно-Китайское море, где КНР возводит в проливах искусственные острова и размещает там свои ракеты. До этого Трамп грозился ввести пошлины на китайский импорт, что стало бы очень сильным ударом для китайской экономики.
И вот и здесь все переменилось радикальным образом. Американский президент принимает китайского лидера в Овальном кабинете, они проводят весьма успешные и дружественные переговоры. Но это лишь верхушка айсберга новейшей американо-китайской дружбы.
Буквально за пару дней до начала визита Си Цзиньпина в Вашингтон ряд СМИ опубликовал сообщение, согласно которому Китай в феврале стал главным потребителем американской нефти. Больше того, по данным издания neftegaz.ru, импорт американской нефти в Поднебесную вырос в феврале 2017 года по сравнению с январем в 4 (!) раза, достигнув 8,08 млн баррелей.
Нужно понимать значимость этого события. КНР, не обладающая значительными нефтяными запасами – главный потребитель нефти в мире и крупнейший драйвер мировой экономики. Основными поставщиками «черного золота» в Китай до недавнего времени были страны Персидского залива и Россия.
Заметим, что это невероятное наращивание поставок американской нефти в Китай произошло на фоне достигнутой недавно (декабрь 2016) договоренности стран ОПЕК, а также 11 нефтедобывающих стран не входящих в этот картель, о сокращении добычи нефти. Таким образом, нефтедобывающие государства пытались поднять мировые нефтяные цены. Однако США (и в особенности ее новому президенту), тесно связанному с американской нефтяной отраслью, глубоко наплевать на эти договоренности. Американским корпорациям выгодно продавать свою нефть в Китай – значит они будут это делать. Тем более, что США не связанны обязательствами с ОПЕК о сокращении добычи своих углеводородов.
Тут надо отметить, что хотя США и не входят в десятку стран, обладающих крупнейшими запасами нефти в мире, по объемам добычи черного золота еще в 2006 году (то есть до сланцевой революции в Штатах) они уступали только Саудовской Аравии и России.
Перелом произошел в 2016 году, когда по данным норвежской консалтинговой компании Rystad Energy, Соединенные Штаты за счет сланцевых месторождений обогнали по добыче нефти и Саудовскую Аравию, и РФ, выкачав из своих недр 264 млрд барр., тогда как Россия добыла только 256 млрд барр., а саудиты - 212 млрд барр.
Впрочем, в борьбе за китайский рынок американцы не одиноки. Саудиты уже в январе 2017-го заявили, что не будут продлевать соглашение о сокращении добычи нефти, упрекнув РФ в том, что она не столько сокращала за это время свою добычу, сколько увеличивала. 18 марта в Китай прибыл король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, который заключил с председателем Си Цзиньпином договор об увеличении поставок нефти в КНР в ближайшие годы.
Таким образом, в обозримом будущем нас ожидает новая гонка на понижение нефтяных цен, ибо соглашение о сокращении добычи фактически мертво. Нынешний небольшой всплеск нефтяных цен связан с ударами американцев по Сирии и их же угрозами Северной Корее. Когда ситуация стабилизируется (а серьезные эксперты, например, заведующий отделом Монголии и Кореи Института Востоковедения РАН Александр Воронцов, прогнозируют малую вероятность военных ударов США по КНДР) нефтяные цены снова устремятся вниз - что для российской экономики будет означать ее дальнейшую деградацию.