По нашей информации, в МИД уже давно выработана позиция, однако дипломаты не спешат с ней выступать. Причины называются разные. По одной – это слишком деликатная тема, требующая дополнительных консультаций. Понятно, что с Румынией Киев говорить не собирается – уж слишком напряженные отношения между государствами. А вот к США у Украины может найтись немало вопросов. Очевидно, что приезд замминистра обороны Селесты Волландер 18 февраля в Киев совсем не случайный. Вторая причина состоит в смене власти в стране. Попробуй разберись, как сегодня нужно реагировать, если новый президент собирается перевернуть с ног на голову всю внешнюю политику. Дипломаты могут руководствоваться и следующей логикой: а зачем создавать скандальную тему, если внимание граждан и политикума все равно обращено на инаугурацию нового главы государства, парламентские разборки? Получается, что всем как бы не до ПРО с Румынией.
Хотя и без участия отечественного МИД скандал вокруг румынско-болгарского ПРО разгорается нешуточный. Особенно это касается реакции России, которая пытается сохранить хорошую мину при плохой игре. Еще полгода назад Москва радовалась своему выигрышу в противостоянии с Вашингтоном вокруг размещения элементов системы ПРО в Польше и Чехии. Барак Обама отказался от этого проекта, посчитав его слишком дорогим. В России, естественно, это сочли своей победой. В Варшаве и Праге – проявлением слабости и бездумным прогибом перед Кремлем. И вдруг – такой сюрприз: элементы ПРО будут расположены в Румынии и Болгарии.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров сразу же потребовал от Вашингтона объяснений. Многие политики в РФ уже начали кричать о предательстве США – на следующей неделе делегация Госдумы специально отправляется в Вашингтон для переговоров с американскими конгрессменами. Но следует признать, что нынешняя позиция россиян не совсем уверенная. На противоракетные планы Польши и Чехии в Москве реагировали куда острее – дело доходило до прямых угроз о размещении крылатых ракет «Искандер» на территории Калининградской области (под самым носом стран, входящих в НАТО). Сейчас российский МИД говорит лишь о том, что ПРО в Румынии и Болгарии – «большой сюрприз».
Фото: moikompas.ru
Остроты ситуации попробовал придать президент-сепаратист Игорь Смирнов, возглавляющий никем не признанную Приднестровскую Республику. Он предложил Москве разместить «Искандеры» на своей территории. Официально в России никак не отреагировали на инициативу приднестровского друга – и, скорее всего, не отреагируют: слишком уж глупое предложение. Хотя бы потому, что для размещения таких ракет необходимо согласие Украины, по чьей территории должны перевозить опасный груз. Можно, конечно, предположить, что новый президент будет совсем не против сотрудничать в этом вопросе с Москвой. Но нужна ли такая кооперация Украине? После этого можно будет ставить крест на сотрудничестве с Молдовой, Евросоюзом, США, ОБСЕ – со всем мировым сообществом. Скорее всего, в Москве попросили приднестровского лидера выступить с заявлением, которое никто в РФ не собирается воплощать: мол, попугать стоит, но чужими устами.
Одинокая Украина
Любопытно в этой ситуации другое. Пентагон утверждает, что переговоры с Румынией по поводу ПРО не могут быть неожиданными для России. Замминистра обороны США Эллен Тошер сообщила, что Москву регулярно информировали о планах Вашингтона по развертыванию противоракетной системы в Европе еще с сентября прошлого года. Может, в этом и скрыта причина нынешней неуверенности Кремля? К слову, в украинском МИД не исключают, что между США и Россией по этому вопросу в самом деле была достигнута договоренность. Нынешняя же реакция Москвы – не более чем дань моде: не реагировать Россия не может, потому как придется объяснять, почему еще год назад в Москве воспринимали болезненно ПРО в Польше и Чехии, но молчаливо проглотили американские ракеты в Румынии и Болгарии.
Нечто подобное можно сказать и об Украине. Официальный Киев очень недоволен размещением ПРО в Румынии, но не может об этом заявить вслух. Потому что тогда придется объяснять, почему Украина не выступала против противоракетной системы на польской и чешской территории. Правда состоит в том, что Варшава и Прага – партнеры Киева, поэтому Украина и не переживала по поводу размещения ПРО в дружественных странах.
С Румынией у Украины в крайней степени враждебные отношения. Хотя на официальном уровне об этом стороны не заявляют, в неформальной обстановке можно услышать довольно много нелицеприятного от румын об Украине, а от украинцев – о Румынии. Румыны обвиняют Киев в дискриминации румынского меньшинства; румынские политики при любом удобном случае вспоминают, что Украине достались «румынские» территории (часть Черновицкой и Одесской областей) вследствие пакта Молотова-Риббентропа 1939 года. В Украине возмущаются плохим отношением Бухареста к украинскому меньшинству; повальной раздачей паспортов гражданам нашей страны. А главное – боятся, что Бухарест пытается возродить Romania Mare (так называемую Великую Румынию) за счет украинской территории. Список взаимных претензий можно продолжить – чего стоит только спор вокруг размежевания черноморских просторов в Международном суде ООН.
Фото: zakarpattya.net.ua
Румыния – непредсказуемый сосед, который ведет опасную для Украины игру. Но в Киеве вряд ли готовы об этом заявить публично. Для подобных обвинений должны быть веские доказательства: например, отчеты спецслужб. А неформальные разговоры румынских политиков вряд ли могут послужить серьезной доказательной базой для мирового сообщества. К тому же, это была бы беспрецедентная для Киева ссора: ведь Румыния – член НАТО и Евросоюза. При этом за спиной у румын – сильный союзник в лице французов; да и для Вашингтона Бухарест куда более надежный соратник, чем Украина. Хотя бы потому, что Румыния не боится быть проамериканской.
Поэтому попробуй Украина выступить с обвинениями в адрес соседнего государства – останется попросту наедине со своими обидами и претензиями. Она может рассчитывать максимум на поддержку России. Но при условии, что Москва не будет вести собственную игру с США.
Чем для США обернулось заигрывание с Чаушеску
А такой сценарий вполне возможен. Главная причина – в том, что для Вашингтона проект «перезагрузки» все еще остается актуальным. И Москва будет этим пользоваться. Риск для Украины состоит в том, что Россия сейчас может начать торги с США, и в данном случае Киев окажется в роли наблюдающего, который ни на что не влияет. Этот сценарий особенно возможен, если новый президент решит превратить Украину в сателлита РФ. К слову, бывший командующий ЧФ и начальник Главного штаба ВМФ РФ Виктор Кравченко уже заявил о том, что России следует пересмотреть задачи Черноморского флота и укрепить его боевой потенциал в связи с новыми планами американцев по ПРО в Восточной Европе.
Украина, таким образом, может стать невольным участником гонки вооружений в регионе. Казалось бы, для Киева ситуация патовая. Как ни отреагируй, а есть высокий риск оказаться в проигрыше. Обвинительное заявление в мире может быть воспринято как истеричность и подыгрывание Москве. Сдержанная реакция вызовет бурю непонимания среди украинских политиков. Можно вспомнить, каких нервов стоило украинскому МИД решение Международного суда ООН (хотя все обвинения звучали преимущественно не по существу).
С критикой по поводу молчания украинских дипломатов, кстати, уже выступил Сергей Тигипко. Он заявил, что Украина не должна спокойно наблюдать за тем, как у ее юго-западной границы «разворачивается игра мускулами между великими державами». По большому счету, он прав. Но единственная возможность для Украины остаться в игре будет зависеть от ее умения убедить партнеров в Европе и в США, что Румыния может использовать ПРО в своей экспансионистской политике в регионе. И это не обязательно делать публично. В данном случае главное – результат, а не процесс. Официально стоит признать, что эта ситуация вызывает у Украины много вопросов, по поводу которых уже ведутся консультации с США, Румынией и Россией.
К слову, американцам не впервой разочаровываться в румынах. Румыния была одной из немногих стран бывшего соцлагеря, у которой были хорошие отношения с США. Это, в частности, объяснялось тем, что Бухарест не поддержал вторжение советских войск в Чехословакию в 1968 году. Каким же было разочарование Вашингтона в конце 1980-х годов, когда в США заметили, насколько шовинистической может быть Румыния. Нападкам румын подвергались религиозные и этнические меньшинства – особенно досталось венграм. В Бухаресте тогда становились все популярнее идеи о возрождении великорумынского государства. Не разочаровались бы американцы во второй раз.
Нынешняя ситуация, кстати, должна стать также хорошим уроком и тем украинцам, которые выступают за нейтральный статус нашей страны. Румынско-российско-американское противостояние показывает, насколько в этом случае Украина уязвима.