Практически ничего общего с предыдущей режиссерской работой Файнса - экранизацией пьесы Шекспира "Кориолан" с переносом действия в неспокойные Балканы нашего времени - у "Невидимой женщины" нет. Если таковым, правда, не считать обращение к классическому материалу и попытку предложить современному зрителю свежий взгляд на него.
В "Невидимой женщине" сплелось много всего: в некоторых сценах кажется , что фильм не выдержит наслоения социальных и личностных смыслов, которые несет в себе сценарий. Файнс определенно искал какую-то оригинальную интонацию в истории любви на фоне социального давления, но в итоге после фильма остается непонятным, что именно в этой истории режиссеру показалось таким важным, что он взялся ее экранизировать.
У меня есть теория, что в Викторианскую эпоху люди не стремились к скандалу - это причиняло им огромный дискомфорт. Они стремились любой ценой не допустить скандала. Даже если в вашей личной жизни происходили вещи, выходящие за рамки социальных норм, о них никто не знал - это было нормально. Но как только общество о них узнает, вы попадаете в сложную ситуацию. Сегодня все по-другому: сегодня царствует опасное любопытство, все хотят знать о личной жизни каждого.
— Ральф Файнс
Чарльз Диккенс (его играет сам Файнс) - любимец публики, самый известный человек в Англии после королевы, человек, которого сегодня бы точно назвали суперзвездой и селебрити, и от имени которого вели бы полтора десятка аккаунтов в Твиттере. При этом Диккенс, способный развлечь любую компанию и заворожить своей речью любое количество слушателей, стремился к одиночеству, пытался найти отдушину в своей работе, куда, как он сам говорит, "они еще не добрались". Его жена, которую он когда-то любил, тяготит его, и он влюбляется в молодую актрису Нелли. Развестись с женой он не мог, поэтому принял решение разъехаться с ней и жить с молодой девушкой, не женясь на ней, пренебрегая общественными правилами насчет того, как должен выглядеть союз между мужчиной и женщиной.
Вполне возможно, что он скрывал роман с молодой женщиной не столько из-за социального давления, сколько из-за того, что не хотел ни с кем делиться этой женщиной. Грань между частной жизнью и публичной была не столь тонкой, как сегодня, и Диккенс охранял эту границу, как мог.
Впрочем, терзания Диккенса не являются предметом исследования "Невидимой женщины". Нелли, будучи очень умной девушкой и тонко чувствующей литературу обожаемого ею Диккенса, попала в непростой переплет. Ее актерская карьера не складывалась - ее сестры были куда талантливей ее, а в силу привязанности к женатому Диккенсу и циркулировавших по этому поводу слухов, она не могла рассчитывать на достойное место в консервативном обществе. Ей было 18, когда она познакомилась с Диккенсом, и их отношения продлились до самой его смерти. Лишь по прошествии нескольких лет она нашла в себе силы на то, что в английском языке можно назвать reinvent herself - начать жизнь с чистого листа не во внешних ее проявлениях (так-то новую жизнь она начала давно - фильм начинается с того, как она, замужняя респектабельная дама, ставит детский спектакль по Диккенсу), а во внутренних.
На пресс-конференции автор книги, по которой поставлен фильм, Клэр Томэлин, отметила, что история Нелли довольно показательная для тех времен. "Невидимыми", любовницами известных и не очень мужчин, были многие женщины. Нелли же выделяется тем, что, во-первых, сама очевидным образом соответствовала интеллектуальному уровню Диккенса, а во-вторых, пережила его на много лет, что позволило ей перестроить свою жизнь и выйти из тени великого и знаменитого любовника. Другими словами, эта невидимая женщина не такая уж и невидимая.
Сам Диккенс, якобы подорвавший устои консервативной Англии своим поступком по отношению к жене и детям, не был кристально честен и с самой Нелли (хотя и пытался - в фильме несколько раз проводится мысль о том, что Диккенс пытался быть хорошим человеком - таким, каким принимала бы его публика). Зная, какими социальными последствиями для молодой незамужней девушки может обернуться такой роман, он все равно втягивает ее в эти отношения, используя не только свое личное обаяние, но и свою литературу. Иногда неясно, где Нелли проявляет свою волю в принятии нелегкий для нее решений, а где ее воля подавляется Диккенсом - классический пример из феминистических учебников, если бы таковые были.
При этом Файнсу все равно нужно отдать должное - такое внимательное отношение к внутренней жизни женщины, да еще и находящейся под колоссальным давлением, в современном кино встретишь нечасто. "Невидимая женщина" не прыгает выше "Кориолана", который все же был выдающимся фильмом, но смотрится очень достойно, тем более, что после титра BBC Films, для которого и была снята эта картина, невольно ожидаешь телевизионного сглаживания углов.
Кинофестиваль в Лондоне продлится до 20 октября.