Международный полнометражный конкурс
Если вы считаете себя заядлым киноманом, то просмотр всех 12 фильмов конкурса “Молодости” является обязательной программой конца октября. Во-первых, вы ставите фильмам оценки и таким образом влияете на то, кто получит приз зрительских симпатий в конце фестиваля. А во-вторых, в фестивальном марафоне все-таки есть какой-то неуловимый драйв - смотреть один за другим фильмы вместе с международным жюри, а потом по выражениям лиц членов жюри угадывать, понравилось ли им то, что они увидели, или нет. Ну и конечно же, обсуждать все просмотренное с теми, кто первый попадется под руку в огромной толпе людей, выходящих из синего зала кинотеатра “Киев”.
Судя по синопсисам фильмов-участников, “Молодость” в этом году снова акцентирует внимание на подростках и их взаимодействии с внешним миром.
Норвежско-курдистанская картина “Перед снегопадом” - очевидно, социальная драма о молодом парне, отправившемся на поиски своей сестры, сбежавшей со свадьбы. Как для дебюта режиссер выбрал очень сложную постановку, снимая свой фильм в четырех странах. Критики, между тем, пишут, что при всем визуальном богатстве пострадал сценарий.
В американской “Синей птице” фанаты сериалов смогут встретить Джона Слэттери, снимающегося в “Безумцах”. Это инди-драма о том, как меняется жизнь маленького городка после того, как маленький ребенок замерзает на заднем сидении автобуса, который забыла проверить водитель.
“Спасибо, хорошо” - словацкая драма из каннского конкурса “Синефондасьон” - о разрушении человеческих отношений на фоне экономического кризиса.
“Илоило” (или “Родителей нет дома”) многообещающего сингапурского режиссера Энтони Чена был отмечен на Каннском кинофестивале наградой за лучший дебют. Это автобиографическая драма об отношениях десятилетнего мальчика со своей няней-филиппинкой, вынужденной переехать к семье мальчика из-за финансовых сложностей. Один из фаворитов нынешнего конкурса “Молодости”.
“Торе танцует” - участник “Особого взгляда” Каннского кинофестиваля 2013 года. Главный герой Торе - член христианского панк-движения, молодой и наивный парень. Торе знакомится с неким Бенне, завязывает с ним дружеские отношения и переезжает в его семью, где его и его веру подвергают серьезным испытаниям. Как и исследование человеческой сущности от австрийского режиссера Ульриха Зайдля, которое также будет показано на “Молодости”, “Торе танцует” также разделено на три главы: “Надежда”, “Вера” и “Любовь”.
“Сара предпочитает бегать” - еще один фильм из Каннского “Особого взгляда”. По всей видимости, не обремененный дополнительными смыслами, фильм о молодой девушке, чья личная и социальная жизни рушатся из-за того, что ее единственная цель - это бег.
“Божья роса” - дебют ученицы Михаэля Ханеке Катарины Мюкшайн о воссоединении дочери с биологической матерью, которая недавно вышла из тюрьмы. Недолгое общение с человеком, знакомства с которым 14-летняя Ясмин так давно ждала, явно не сулит ничего хорошего ни для дочери, ни для матери.
“Золотая клетка” - призер Каннского “Особого взгляда”, картина о троих гватемальских подростках, отправившихся в поисках лучшей жизни в США. Название фильма взято из одноименной песни о мексиканских мигрантах, попавших в Штаты, как в “золотую клетку”: несмотря на то, что условия труда мексиканцев в США чудовищны, и мигранты трудятся там без официальных документов, США остаются главной точкой притяжения молодых людей из Латинской Америки.
“Вес слонов” - еще один фильм о маленьком мальчике и его нелегкой социальной адаптации. Встревоженный новостями о похищениях детей в его городе, 11-летний Эдриен знакомится с детьми, которые селятся по соседству.
“Такие красивые люди” - украинский участник конкурсной программы. Из синопсиса на сайте “Молодости”, равно как и из других источников, не совсем понятно, о чем будет фильм, кроме как о Большой и Чистой Любви на берегу моря. Окей, будем надеяться, что на этом сюжетные штампы будут исчерпаны.
“Хозяева” - участник Каннской “Недели критики”, по сюжету чем-то похож на абсурдистского “Боргмана”, которого на “Молодости” будут показывать вне конкурса. Семья, работающая в большом доме на севере Аргентины, вселяется в этот дом. Члены этой семьи успешно притворяются хозяевами дома, пока туда не возвращается одна из настоящих хозяек.
“Мальчики, Гийом, к столу!” - еще один фильм из альтернативных Каннских программ - на этот раз из “Двухнедельника режиссеров”. Франко-бельгийская комедия в стиле Педро Альмодовара о молодом парне, которого мать растила не как сына, а как дочь. При этом все сложности и курьезы, возникавшие в связи с этим у главного героя на протяжении всей его жизни, режиссер подает с большой долей юмора.
Короткометражные конкурсы
Не будем перечислять все фильмы, отобранные в два короткометражных конкурса нынешней “Молодости”, остановимся только на украинских участниках. Некоторые из этих фильмов зрители, следящие за состоянием дел в отечественном кино, уже видели - на показах в Доме кино, например.
Так, в конкурсе дебютантов участвует “Поминовение” Ирины Цилык - трогательное кино на заезженную тему возвращения к своим корням. Цилык, в отличие от своих предшественников, на ностальгии не спекулирует, а выстраивает свою историю намного тоньше, чем мы к тому привыкли.
“Так кончилось лето” я, например, еще нигде не видела: это дебют Марины Рощиной о молодом парне, в один прекрасный момент решившем, что пора начинать собственную жизнь, независимо от семьи.
“Объятия” Филиппа Сотниченко участвуют в студенческом конкурсе. На счет этой работы мнения после ее показа в Доме кино, помнится, разделились. Одни посчитали, что “Объятия” - это начало крепкого жанрового кино в Украине, другие сочли фильм Сотниченко сырым и полным сценарных пробелов.
“Солнечный зайчик”
Программа-ликбез по вопросам, касающимся ЛГБТ-проблематики. Среди участников стоит, пожалуй, выделить три фильма: новую работу канадского вундеркинда Ксавье Долана, трогательное кино Брюса ЛяБрюса под названием “Геронтофилия” и призера Каннского кинофестиваля “Незнакомец на озере”.
“Том на ферме” - четвертый фильм 24-летнего канадца, покорившего не один европейский кинофестиваль класса “А”. Ксавье Долан - очень неровный режиссер (его дебют, “Я убил свою мать”, кстати, был отобран в свое время на “Молодость”, правда, ничего не получил), но “Том на ферме”, в котором он, кстати, сыграл главную роль, судя по отзывам критиков, - более зрелое кино, чем его предыдущие работы. Главный герой, собственно, Том, приезжает на ферму, на похороны своего парня, и понимает, что родные покойного не хотят признавать их отношений. Звучат слова о том, что у того была девушка и самые серьезные намерения продолжить жизнь на ферме. Естественно, появление Тома семью его парня не радует, и ситуация с каждой минутой только ухудшается.
“Геронтофилия” Брюса ЛяБрюса только называется так провокационно, а на деле, пишут критики, посмотревшие фильм на Венецианском кинофестивале, - это очень трогательное кино о любви и исследовании чувственности.
“Незнакомец у озера” Алена Гироди - обладатель приза за лучшую режиссуру в Каннском “Особом взгляде” и приза за лучший фильм на ЛГБТ-тематику на кинофестивале (несмотря на то, что Канны не так активно занимаются этой темой, как, скажем, Берлинале, ЛГБТ-фильмы там без внимания не остаются). “Незнакомец” - драма с элементами триллера, в которой молодой парень, приехавший отдыхать на озеро, влюбляется в таинственного, но опасного человека.
Азиатское кино на “Молодости”
Наверняка, если порыться, фильмов, представляющих большие азиатские кинематографии, в программе “Молодости” найдется больше трех, но мы остановимся лишь на трех.
“Прикосновение греха” Цзя Чжанкэ - обладатель приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Это четыре разные истории из жизни разных слоев общества в Китае, главный герой в каждой из историй по-своему борется с несправедливостью. В каком-то смысле, фильм основан на реальных событиях, но и это не совсем так. “Прикосновение греха” инспирировано новостями о четырех смертях в разных провинциях Китая.
Тайваньские “Бездомные псы” Цая Минляна получили Особый приз жюри на кинофестивале в Венеции. Фильм, бывший одним из фаворитов основного конкурса в Венеции, будет последним в карьере режиссера. По его заявлению, он устал от кино и снимать больше не хочет. Впрочем, критики пишут, что “Бездомные псы” - это что-то из разряда видеоинсталляции: в фильме очень много длинных планов и в целом безмолвное повествование как будто бы останавливается во времени.
Ну и, наконец, любимец киевской публики - Ким Ки Дук и его новое творение “Мебиус”, успевшее наделать шуму у себя на родине. Ким Ки Дук продолжает психоаналитические изыскания по части Эдипового комплекса, но в этот раз находя еще более изощренные способы докопаться до зрительской изнанки. В фильме нет ни одной реплики, и все бессознательные изуверства, учиненные героями по отношению друг у другу, никак не комментируются. Может, оно и к лучшему.
3х3D
Великие режиссеры все еще пытаются переосмыслить технологическую революцию в кино, что и воплощено в фильме “3x3D”, объединяющем три новеллы от Питера Гринуэя, Жана Люка Годара и Эдгара Пера. Все фильмы были заказаны португальским городом Гимарайнш, в прошлом году бывшим культурной столицей Европы, и должны были стать некой одой городу. Но с такими лихими парнями, как Гринуэй и Годар, никогда не знаешь, чего ожидать, поэтому вышло то, что вышло. Если этот фильм прольет некий свет на природу успеха 3D и изменения зрительского восприятия, будет хорошо. А если нет - ну кому бы не хотелось посмотреть, чем сейчас занимается Гринуэй, кроме того, что читает лекции о смерти кино?
Программа Cinergy
“Синергия” - это довольно большая программа на “Молодости”, наличие которой, даже при сложности восприятия материала, который там показывают, очень радует. Это такая себе инъекция эксперимента в уставшее от артхаусных лекал зрительское сознание. Два года назад на “Синергию” привозили ретроспективу Майи Дерен, и я слукавлю, если не скажу, что это было одно из самых выдающихся событий на “Молодости”.
В программу отбирают фильмы, созданные на стыке кинематографа и видео-арта, экспериментальное кино и анимацию. В этом году покажут ретроспективу реформатора документального кино и, судя по фильмографии, любителя котиков, Криса Маркера (кроме режиссирования собственных фильмов, он написал сценарий к “12 обезьянам” Терри Гиллиама), немецкий видео-арт, две серии фильмов под завораживающим названием “Графические галлюцинации” и уже упомянутый фильм “3x3D”.
Ретроспектива Ульриха Зайдля
Гордость программы 43-й “Молодости” - полная ретроспектива австрийского режиссера Ульриха Зайдля, чью трилогию про рай, тонущий в вере, надежде и любви, мир закончил смотреть совсем недавно. Сейчас мэтр снимает свой новый фильм где-то на территории Украины, так что побывать на “Молодости” ему не составит труда. Кроме ретроспективы его фильмов, в “Мистецьком Арсенале” пройдет выставка его фоторабот, а сам он проведет мастер-класс для молодых кинематографистов.
Киевским зрителям покажут все фильмы австрийского режиссера: от дебютных короткометражек и первых документальных фильмов, принесших Зайдлю кинофестивальное признание, до известного “Импорта/Экспорта” и уже упомянутой трилогии “Рай”, прокатившейся по трем самым важным кинофестивалям: Каннам, Берлинале и Венеции.
Скандинавская панорама
Уже ставшая визитной карточкой “Молодости” программа фильмов, привезенных из Скандинавских стран.
Здесь и новый фильм датчанина (такого себе анти-Триера) Кристоффера Боэ, чьи фильмы на “Молодости” обычно ждут с нетерпением, и новая совместная работа шведки Лизы Лангсет и восходящей звезды Голливуда Алисии Викандер (два года назад Викандер получила на “Молодости” приз Ива Монтана за роль в фильме “К чему-то прекрасному”), документальные фильмы о Лив Ульманн и Ингмаре Бергмане и о создателях легендарной “Пиратской бухты”. Нельзя сказать, чтобы участие в “Скандинавской панораме” было стопроцентным залогом качества, но фильмы из этой программы, безусловно, заслуживают внимания.
“Боргман” Алекса Ван Вармердама
Почему-то этот участник основного конкурса Каннского кинофестиваля 2013 года вынесен за рамки “Фестиваля фестивалей” и будет представлен специальным показом. Это довольно экстравагантное кино - абсурдистское переложение сюжета “Забавных игр” Михаэля Ханеке.
Несмотря на отвлекающий черный и неполиткорректный юмор, “Боргман” - о том же, о чем и фильмы Ханеке: а именно, о всеобъемлющей и всепроникающей природе Зла в лице главного героя и его подельников. В общем, сами увидите.
***
Показы кинофестиваля “Молодость” будут проходить с 19 по 27 октября в кинотеатрах “Киев”, “Жовтень” и “Кинопанорама”. Призы за лучшие конкурсные фильмы будут вручены на церемонии закрытия по результатам работы международного жюри, которое в этом году возглавит бельгийский режиссер и продюсер Марион Гензель (ее фильм “Нежность”, кстати, будет показан в программе “Франкоязычное кино”).
Кроме того, на “Молодости” будет проведено несколько параллельных конкурсов: “Солнечный зайчик” и конкурс украинских короткометражек, которые будут судить разные жюри.