Об этом свидетельствуют результаты телефонного опроса «Проблемы школьного образования», проведенного Институтом Горшенина.
Слабая материально-техническая база школ беспокоит 43,2% опрошенных. Около трети респондентов полагают, что слабыми местами украинского образования являются материальные проблемы педагогов (39,4%). Около трети опрошенных среди проблем назвали недостаточное внимание воспитанию учащихся (36,3%), низкую квалификацию педагогов (31,8%), несоответствие образования потребностям общества, работодателя (30,2%).
Более четверти опрошенных считают основной проблемой школы низкое качество образования (29,6%), взятки, коррупцию (26,9%), недостаток кадров (25,8%), недоступность образования (24,3%). Отсутствием мотивации у педагогов и учащихся взволнованы 8,9% украинцев. Только 2,6% опрошенных полагают, что сегодня в сфере украинского образования проблем нет.
Высокое качество образования, по мнению большинства украинских граждан (73,2%), – главное требование к хорошей школе. Около половины респондентов назвали главными критериями хорошей школы высококвалифицированный педагогический состав (55,2%) и хорошее материально-техническое оснащение (50,1%). Бесплатное обучение – важный критерий для 42,8% опрошенных. Гарантия поступления выпускников данной школы в ВУЗ является главным требованием к школе у 41,3% украинцев, возможность дополнительных развивающих занятий – у 30,2%, хорошо поставленная в школе воспитательная работа – у 27,4% респондентов, уважительное отношение к ученикам – у 26,8%.
Для каждого четвертого респондента (25,3%) крайне важна безопасность в школе. Требования к качеству спортзала и наличию спортивных секций выдвигают 8,3% украинцев. Другие требования к школе предъявляют 3,3% респондентов, а 2,1% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.
Большая часть граждан Украины (42,8%) при выборе школы для ребенка наиболее важным критерием считает положительные отзывы о преподавателях этой школы от соседей, знакомых, родственников. На специализацию школы или наличие в ней специализированных классов обращают внимание 40,2% респондентов. Почти треть украинцев (33,4%) ориентируются на удобное расположение школы. Высокий процент выпускников школы, поступающих в ВУЗы, как критерий важен для 29,2% опрошенных, а 29,0% придают значение известности и авторитету школы. Более четверти респондентов (28,1%) привлекает дешевизна обучения в школе и отсутствие необходимости дополнительно платить за него. Отдать ребенка в школу, в которой раньше учились сами, предпочитают 8,2% украинских родителей, а 3,1% руководствуются другими критериями при выборе школы для ребенка. Затруднились ответить на данный вопрос 2,5% респондентов.
Более половины украинцев (53,9%) считают, что при принятии изменений в сфере школьного образования государство руководствуется экономическими факторами. Значительная часть опрошенных (42,3%) полагает, что на принятие изменений влияют местные условия (регион, тип населенного пункта, доступность школ) и внедрение прогрессивных методик образования (41,4%). По мнению каждого третьего украинца (34,1%), государством учитывается соответствие получаемого образования международным стандартам, кроме того, материально-техническая база школ – по мнению 32,2%, наличие квалифицированного педагогического состава и учебных программ – по мнению 29,2% респондентов. Каждый пятый украинец (19,6%) полагает, что при принятии изменений в сфере школьного образования государство учитывает общественное мнение и мнение родителей, а 17,2% считают, что психологическую готовность детей к школе. По мнению 6,4% респондентов государство учитывает другие факторы, а 7,8% украинцев затруднились ответить на этот вопрос.
С 3 по 5 июля 2011 г. Институт Горшенина провел телефонный опрос на тему: «Проблемы школьного образования». Всего согласно случайной выборке было опрошено 1000 респондентов, в семьях которых есть дети дошкольного и школьного возраста, во всех областных центрах Украины, городах Киеве и Севастополе. Квотами были регион проживания, пол и возраст респондентов. Погрешность репрезентативности исследования не превышает +/-3,2%.