Действительно, только за последние полтора месяца столицу уже четырежды накрыли невиданные до этого по силе ливневые ураганы с градом, вследствие чего затопило два центральный торговых центра: "Метрогорад" и "Гулливер", подземные паркинги на Подоле, одну из школ и даже территорию исторических раскопок на улице Контрактовой.
"Все это является следствием того, что сегодня Киевом никто серьезно с точки зрения исполнительной власти на самом деле не занимается... Нового Генплана столицы нет, а ещё действующий нарушался не меньше 3 тыс. раз... Акведуки и стоки, которые зачастую забиваются мусором, не работают в столице. Эту проблему необходимо также решать, но этого не делают... Напротив мы видим, что киевская власть идёт на уменьшение финансирования жилищно-коммунального хозяйства", — добавил Бондаренко. Ведь всего на строительство, реконструкцию и капремонт улиц (куда входит также ремонт коллекторов и стоков) в бюджете Киева на 2018 заложили 1,293 млрд грн. Это "капля в потопе", поскольку, например, только тендер на реконструкцию ливневой канализации на Броварском проспекте от ул. Митрополита Андрея Шептицкого (ул. Луначарского) до моста Метро через Русановский пролив в Днепровском районе (I-я очередь) потянул на 133,3 млн грн.
Архитектор Виктор Глеба уверен: ещё советские коммуникации давно требуют капитального ремонта. Однако власть Киева за это не только не планирует взяться, но даже не делает элементарных выводов "по горячим следам". После первых двух потопов, ещё перед затоплением ТЦ "Гулливер", так и не были проведены – настаивает он - необходимые проверки "ливневок". "Из-за отсутствия работы коммунальных служб, из-за отсутствия проверок люков и стоков, на этой неделе мы вновь видели затопление столицы. Все это ещё раз говорит о непрофессионализме команды мэра Киева Виталия Кличко", — считает он. В эксклюзивном комментарии LB.ua мэр Киева Виталий Кличко опровергает какие-либо обвинения в его адрес.
"Стрелки" на "Киевавтодор"
Мэрия Киева и тем более лично сам Кличко — не могут быть привлечены к ответственности за случившееся, — отметил в комментарии LB.ua директор Института города Александр Сергиенко. "За очистку и контроль сливов в столице отвечает исключительно "Киеавтодор", — заявил он. Показательно, что в самом "Киеватодоре" LB.ua порекомендовали "отправлять все запросы и иски в КГГА", — ответил дежурный диспетчер. Тогда как на официальном сайте структуры последние новости стоят 1 августа. То есть, напрямую ответственная организация, похоже, ни сном, ни духом о трёх потопах в столице?
Здесь на самом деле не стоит забывать, что эта структура напрямую подконтрольна КГГА. И косвенно привлечь киевскую власть к ответу все же можно. Но только в случае, если вы - в процессе долгих и явно затратных судебных разбирательств - попытаетесь доказать, что дорога, где произошло затопление, построена с нарушениями. Или же паркинг, дом или другое жилое помещение, были возведены с нарушением норм ГБН, однако киевские чиновники дали разрешение на застройку вопреки всем нарушениям. В любом случае, по словам Сергиенко, если ваш автомобиль получил гидроудар на затопленной дороге, вы имеете право подать гражданский иск на "Киевавтодор".
"Для начала пострадавший для возмещения ущерба должен зафиксировать сам факт затопления. На место пришествия вызывается полиция. Если это произошло на дороге, далее нужно установить причину затопления: были ли очищены сливы или их вообще не было? Кто проектировал дорогу, почему там, возможно, не были обеспечены "ливневки" для оттока воды. Тем более, что большинство дорог у нас проектировалось более 30 лет назад и вообще не предусматривали эти нормы. Только современные дороги уже строят по современным нормам. Поэтому к столичной власти в этих случаях могут быть претензии, как ко Всевышнему, к сожалению", — добавил он. Однако, с его слов, есть другой вариант развития событий, когда даже в случае начала судебного процесса против "Киеватодора" причиной потопа и затопления будет признана "непреодолимая сила" — природное стихийное явление. В таком случае "Киеватодор" будет признан невиновным.
Естественно, от природных явлений никто не застрахован. Ливни, ураганы и удары молнии, как было недавно в Италии, из-за чего обрушился мост и погибли люди, никто не отменял. Впрочем, это не снимает ответственности чиновников, которые все же в ответе за выдачу разрешений на строительство и проектирование дорог и помещений, контроль за должным обслуживанием сетей и коммуникаций, на что тратятся наши с вами налоги. Ещё более сложный вариант возмещения ущерба, если ваш автомобиль был затоплен возле жилого дома, — считает Сергиенко.
В комментарии LB.ua киевлянка Алена Сержанова рассказала, как после второго потопа утром обнаружила свой автомобиль, припаркованный недалёко от дома на Подоле, полностью залитый водой. "Теперь третий день "сушим" его на станции. И мы не одни. Лично наблюдала много соседей, которые точно также были вынуждены сушить утопленные автомобили из-за непрекращающегося потока воды. А паркинг рядом на улице Волошской был затоплен полностью", — отмечала потерпевшая.
Если такое ЧП произошло у вас под домом, в суд нужно подавать на коммунальное предприятие, которое обслуживает вашу территорию. Если в варианте с "Киевавтодором" возможны коллективные иски, то здесь придется бороться в одиночку. В случае затопления на частном паркинге — готовьте документы в суд на собственника предприятия, которое оказывает такие услуги. Но и в этом случае не факт, что вам удастся защитить свои права.
Туманные судебные перспективы
Известный юрист Валентина Теличенко в беседе с LB.ua призналась: если бы к ней пришёл такой клиент, она бы его отговорила судиться из-за отсутствия реальных судебных перспектив. "Право на иск люди, автомобили которых были затоплены (Прим.: из-за ночного потопа в ТЦ "Гулливер"), естественно, имеют. Но для того, чтобы получить компенсацию за имущественный ущерб, необходимо установить: есть ли чья-либо вина в затоплении, или это исключительно стихийное бедствие", — пояснила она.
В то же время, с ее слов, доказать вину и получить компенсацию от владельца парковки в ТЦ, как и привлечь киевскую власть к ответственности, будет очень непросто. Для подачи такого гражданского иска нужно на руках иметь официальный вывод экспертизы, где будет зафиксировано: или нарушение ГБН при строительстве парковки в торговом центре, или другие нарушения, которые и стали причиной затопления. "Но, как показывает практика, в таких случаях, как правило, в итоге все списывается на погодные условия, форс-мажорные ситуации и стихийные бедствия", — подчеркнула Теличенко.
Что же касается ответсвенности киевских властей, то она наступает только в том случае, если имеет место умышленное сокрытие нарушений норм и стандартов при градостроительстве, а это, по ее словам, крайне сложно, если вообще невозможно доказать.
Следовательно, на компенсацию можно раcсчитывать только, если вы застраховали свои транспортные средства на случай ущерба от стихийных явлений природы. Как рассказал LB.ua один из владельцев страховой компании Украины (пожелавший остаться неназванным), процентное соотношение таких более дорогостоящих страховок сегодня не превышает 10%. Как правило, это дорогие и новые авто.
"Поэтому простые пострадавшие на автомобилях среднего класса, которые явно не страховали автомобиль от дождя, града, урана и огня, будут вынуждены самостоятельно покрывать расходы. Ну, или пытаться судиться с Автодором, Зеленстроем или Киевэнерго. Правда, в итоге рассчитывать только на себя и свой карман", — констатировал он.
Так, исключительно на собственные силы надеется совладелец, управляющий затопленного бара Hedonist на улице Антоновича (бывшая Горького) Святослав Ивченко.
Он рассказал LB.ua, что прямо перед баром этой ночью из-за ливня прорвало коммуникацию, из которой в течении долгого времени на проезжую часть вырывалась огромная струя воды, похожая на гейзер.
"В результате ЧП наш бар затопило так, что потом специальные службы откачали из него 40 т воды. Все наше помещение залито грязью. Естественно, мы несём существенные материальные потери. Вынуждены вызвать клиринговую службу. Но пока что мы не планируем подавать иск на "Киевавтодор" или мэрию по одной причине. Мы понимаем, что в борьбе с властью, как показывает практика, нужно потратить больше денег на адвокатов, чем потом получить возможную компенсацию", — резюмировал он.