ГоловнаЕкономікаДержава

Як зниження акцизу на б/в автомобілі вплине на українську економіку

Аргументы в пользу либерализации торговли очень сильны, в то время как аргументы в пользу введения любых дополнительных ограничений на ввоз подержанных автомобилей, мягко говоря, слабы. В свете последних событий самое время поставить украинского производителя в условия реальной конкуренции.

Впервые статья вышла на VoxUkraine

Фото: autocentre.ua

4 июля президент Украины подписал закон, снижающий акциз на ввезенные подержанные автомобили. Несмотря на множество предположений о последствиях этого закона для украинской экономики, экономисты в целом считают, что такая либерализация торговли выгодна для экономики. Среди классических доводов в пользу свободно торговли такие:

  • Свободная торговля повышает доступ к товарам более высокого качества по более низкой цене.
  • Она повышает экономический рост.
  • Она улучшает эффективность и инновации.
  • Она стимулирует конкуренцию и справедливость на рынке.

Могут ли у этого нового закона быть негативные последствия? Во-первых, некоторые могут заметить, что вследствие уменьшения ограничений на ввоз подержанных автомобилей Украину могут заполонить разбитые машины, превращая страну в свалку Европы. Это очень слабый аргумент, принимая во внимание текущую ситуацию Украины. Ведь, учитывая необходимость срочного перевооружения, импорт пригодного для вторичной переработки металла в виде подержанных автомобилей поможет генерировать не только прибыльную перерабатывающую промышленность (как во многих странах ЕС), но и повысить обороноспособность Украины путем переработки металла ввезенных автомобилей, которые, послужив какое-то время, могут превратиться в танки.

Во-вторых, некоторые могут сказать, что либерализация торговли ударит по украинским автопроизводителям. Давайте взглянем на украинскую автомобильную промышленность. Более 10 лет производители были защищены очень высокими тарифами и ограничениями, но были ли они способны производить автомобили высокого качества? Даже самые большие оптимисты ответят отрицательно. Украинские автопроизводители пользуются очень высокой экономической рентой, продавая автомобили по завышенным ценам в ущерб интересам украинцев и направляя потоки прибыли от компаний в частные карманы – вместо того, чтобы инвестировать в существенное улучшение производства. Единственное решение этой проблемы – в том, чтобы поставить украинских производителей автомобилей в условия реальной конкуренции.

Сегодня, вероятно, самое время поставить украинского автопроизводителя в условия реальной конкуренции. Во-первых, у украинских автопроизводителей есть преимущество в связи с новым валютным курсом гривны относительно европейских валют. Учитывая эту естественную защиту украинского производства, которую обеспечивает очень низкий курс гривны (и вследствие этого – дешевой по сравнению с другими странами рабочей силы), любой последующий призыв защитить отечественного производителя покажется странным или ошибочным. Во-вторых, существует потенциально крайне положительный побочный эффект конфликта с Россией. Как никогда прежде с высокой скоростью и креативностью разрабатываются новые военные технологии, чтобы противостоять российской агрессии. Некоторые из этих инноваций имеют двойное применение и могут быть использованы для создания новой инновационной и конкурентоспособной автомобильной продукции. Повышение конкуренции подтолкнет украинских автопроизводителей к большей инновационности и интересу к происходящему в секторе обороны. В результате этого как минимум один из украинских автопроизводителей может неожиданно стать новым чемпионом на международном рынке автопроизводителей – с умом используя текущие разработки военного сектора Украины. Словом, те, кто всерьез обеспокоен будущим автомобильного производства Украины, должны первыми выступать за снятие торговых пошлин и ограничений.

Подводя итоги, скажем, что аргументы в пользу либерализации торговли очень сильны, в то время как аргументы в пользу введения любых дополнительных ограничений на ввоз подержанных автомобилей мягко говоря слабы. В свете последних событий самое время поставить украинского производителя в условия реальной конкуренции.

От редакции: президент Петр Порошенко подписал закон с рядом условий, которые депутаты должны были внести уже 7 июля, а именно: будет разрешен ввоз на льготных условиях только одного автомобиля на протяжении срока действия закона, а также введен запрета на перепродажу такого авто, и обязательство покупателя лично завезти его на территорию Украины.

Роман М. Шеремета, Ph.D., преподаватель Университета Кейс Вестерн Резерв, США
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram