Я не знакома с Владимиром Ризуном, ведь я не училась в Институте журналистики, но поскольку я училась на другом факультете того же ВУЗа, смею предположить, что заявление декана или директора о том, что специалисты, большая часть которых – выпускники этого же факультета или института, – некомпетенты и безграмотны, немного некорректно и даже нелогично. Кидая камни, а точнее, бумеранги, в собственных выпускников и обвиняя их в «утрате аналитизма и приобретении поверхностности», директор профильного института сам оказывается их мишенью. Конечно, вполне возможно, что Владимир Владимирович отделяет подведомственный ему институт от тех, кого он там воспитывает, – журналистов, ведь среди них нет «больших имен, лидеров мысли, к которым прислушиваются и доверяют», и редакторов, работающих в СМИ: ведь там «нарушают стандарты, которым обучают в ИЖ».
Кого же тогда выпускает Институт журналистики при КНУ им. Тараса Шевченко? Наверняка – хороших, отвественных и талантливых репортеров, аналитиков и редакторов, которые, правда, работают где-то не в Украине, потому что украинские СМИ Владимир Ризун упоминает лишь в таком контексте: «Если вы не хотите быть предметом разбора в Институте журналистики, не делайте плохих материалов». Значит, пока Институт благородных журналистов десятилетиями разбирает чужие материалы, люди, которые стали журналистами, выпустившись из всех остальных факультетов, будут делать за них работу. Очень удобная модель, правда?
Второй случай из практики имеет противоположную природу: если в первом журналистов критиковал человек, который, по идее, должен заниматься их образованием, то во втором этим занимается человек, который, собственно, вообще никакого отношения к профессии не имеет.
Видеоблог Максима Демского, разоблачающий украинских культурных журналистов, появился на Телекритике 8 апреля, хотя, снят, очевидно, гораздо раньше (судя по тому, что его все-таки опубликовали, актуальности он для автора не утратил). В этом видеообращении, весьма остроумно смонтированном, вполне в духе студенческих репортажей, Максим Демский, «опираясь на собственный жизненный и профессиональный (в частности, как организатор нескольких мультимедийных фестивалей) опыт, утверждает: украинские журналисты в своем большинстве не в состоянии качественно освещать культурные мероприятия и фактически способствуют дальнейшей гуманитарной стагнации в стране».
Вот такое сокрушительное обвинение выдвигает журналистам Максим Демский, который работает режиссером на СТБ, курирует кино-программу Гогольфеста и организовывает фестиваль Zix-Zix-Zone, который не преминул упомянуть в конце своей пламенной речи. За этим обвинением следует еще одно: вина за то, что организаторы Гогольфеста испытывают трудности с организацией фестиваля каждый год (и уже в этом году – особенно сильно), лежит на всех журналистах Украины. Без шуток: «Уже четвертый раз организаторы не могут быть уверены в нормальном проведении этого фестиваля. В этом я обвиняю всех журналистов этой страны». Последнее предложение повторили два раза, как припев.
Конечно, Максим далее сделает оговорку, что, мол, не перевелись еще в Украине молодцы, которые умеют качественно освещать культурную жизнь, и он этих молодцев даже знает лично (повезло им) и к ним претензий якобы не имеет. Но поскольку многоуважаемый Максим (так же, как Владимир Ризун, кстати) не называет конкретных изданий или имен журналистов, которые особенно заслуживают порицания, следует считать, что таковыми являются все СМИ и все журналисты, которые освещают культурные события в Украине.
Естественно, ситуация в Гогольфестом, которая превращается в хроническую болезнь для культурной жизни Украины, требует отдельного анализа и решения (которое, кстати, мог бы предложить сам Максим Демский в контексте обнаруженной им причины аварийного состояния фестиваля). Но речь пока идет не о фестивале.
Если предположить, что Максим Демский действительно хочет улучшить качество культурной журналистики с помощью изобличающего видеоблога, то его можно сразу успокоить: у него это не получится. Не получится так же, как не получается у авторов бесконечных стенаний по поводу того, что «некому растить культурных обозревателей» потому что «у нас в вузах учат на графоманов» (цитата из комментария к моей предыдущей заметке, оставленного человеком, подписавшимся «Влад Фисун»). Не получится не потому, что они не правы (в какой-то мере их обвинения имеют под собой основания), а потому что понимание процесса, который сейчас происходит, – не совсем верное.
Уровень журналистики, на который нынче принято жаловаться, вместо того, чтобы его исправлять, не упал на нас с неба, не занесен врагами народа и не вытек из злодейского интернета. Это системное явление, которое зависит, в том числе, и от потребителя продукции, которую производит журналист, и от образования, которое будущий журналист получает, и от того, есть ли что освещать этому журналисту. В стране, где каждый читатель – интеллектуал, каждый журфак готовит Роджеров Эбертов и Урсул де Гуин, а каждое мероприятие в сфере культуры организовано, как Каннский кинофестиваль, не может быть плохих журналистов (а если и может, то их не видно). Это системное явление, которое и изучать, и обсуждать следует в контексте целой системы, а не ее отдельно взятого компонента. Об этом можно рассуждать часами и тысячами знаков, но пора подводить итоги.
Смею предположить, что видеоблог Максима Демского так и остался бы незамеченным. Поэтому, чтобы оправдать монументальный труд авторов этой пятиминутной видеозаписи, и мой, поскромней, – ради этой заметки, позволю себе общественно-полезный вывод.
Если сфера культуры действительно полнится претензиями к освещению своих событий в прессе, то должна произойти публичная дискуссия по этому поводу. Если же целью подобных выпадов является пиар собственной персоны на фоне громких заголовков («Гогольфест погубили журналисты»), то грош цена таким высказываниям: они сотрясают воздух, но не собеседника.