Об этом в своей статье для «Зеркала недели» пишет директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
«В начале августа стало известно, что таможня начала оформлять нефтепродукты без взимания акцизного сбора и НДС. Границу «прорвало» некое ДП «Ливела», предъявившее таможенникам пять судебных решений, первые из которых датированы январем 2004 года, а последние – маем-июнем текущего. Больше об этом явлении может сказать материнская структура, а именно: украинско-польское совместное предприятие «Тайстра». Это имя всплыло в конце 2007-го, а озвучил его новый менеджмент нефтеперерабатывающего завода «Укртатнафта», занявший свое место в результате рейдерской атаки. Чтобы придать этому не слишком цивилизованному методу собственного развития героический и даже патриотический оттенок, огласке была предана схема поставок нефти. В ней «Тайстра» (точнее, другая «дочка» СП по имени «Таиз») играла роль налогового фильтра, в котором по пути в бюджет застревал НДС (тогда речь шла о 1,13 миллиарде гривен). Производилась эта нехитрая операция на основании решения Автозаводского районного суда Кременчуга о правомерности применения к «Тайстре» госгарантий защиты иностранных инвестиций. К слову, именно это решение от 19 января 2004 года числится в перечне судебных решений, которые прикладывает сегодня «Ливела» к своим таможенным декларациям», - пишет автор.
Он напоминает, что предприятия с иностранными инвестициями самой первой волны законом «Об иностранных инвестициях» от 13 марта 1992 года получили гарантии неизменности законодательства, действовавшего на момент внесения инвестиций. Впоследствии ПИИ повернули это в судах таким образом, что на них не распространяется действие налоговых законов, которые постепенно начало приниматься. Ведь в 1992 году еще не было ни НДС, ни акцизов, ни пошлин.
«Закон обернулся для государства настоящей трагедией. В конце 90-х по сути весь импорт подакцизных и прочих популярных товаров народного потребления шел в Украину через ПИИ, уничтожая целые отрасли национальной экономики. Несмотря на то, что законом предусматривался неизменный налоговый режим на протяжении десяти лет, то есть до 2002-2003 годов, как видим, украинские судьи нашли основания, чтобы отдельные субъекты сохранили серьезные привилегии до сих пор», - отмечает автор.
Он указывает, что за первую декаду августа «Ливела» растаможила без акциза и НДС более 5,2 тысяч тонн дизельного топлива и, по данным участников рынка, с каждым днем увеличивает объемы безналогового импорта.
«Речь идет о серьезных суммах. При сегодняшней стоимости бензина А-95 на внешнем рынка порядка 700 долларов за тонну «Ливела» «оптимизирует» акциз (132 евро за тонну, или около 170 долларов за тонну) и НДС, начисляемый на таможенную стоимость бензина с акцизом, т.е. суммарно около 300 долларов за тонну, или 2 тысяч 400 гривен. Это - прямая сумма потерь госбюджета. Применительно к дизтопливу при текущем уровне мировых цен эта цифра составит 1 тысячу 600 гривен за тонну. Если принять во внимание объемы импорта бензина и дизтоплива, то до конца года через «дыру» в границе, минуя госбюджет, может утечь два миллиарда гривен. И это минимум, так как бесспорная выгодность подобной схемы будет увеличивать поставки по импорту», - говорится в статье.
Эксперт не исключает, что если схема указанных фирм не будет пресечена, то весь импорт перейдет на новый режим растоможки.