Как стало известно «ЛБ», в середине февраля «Тойота-Украина» начала отзывать проданные в Украине автомобили для исправления проблемы с педалью газа. Данный факт продавец и производитель особо не афишируют, стараясь в общении с прессой даже избегать слово «отзыв», заменяя его политкорректным «сервисной кампанией». В середине февраля украинские владельцы японских машин стали получать смс-сообщения от своих дилеров с просьбой приехать на СТО и проверить, все ли в порядке с педалью газа.
А на официальном украинском сайте компании Toyota предлагает владельцам ее марки по VIN-коду узнать: подлежит ли его автомобиль ремонту или нет. Бесплатный сервис предлагается только собственникам авто, приобретенным у официальных дилеров. Статистику запросов на сайте компания не сообщает, оглашая только цифру автомобилей, прошедших отзыв и гарантийный ремонт – около 50-ти по состоянию на 24 февраля.
Всего же в Украине автомобилей Toyota, в которых могут быть обнаружены неисправности педали акселератора, порядка 19 тыс. - по данным самой компании.
Фото: www.gs300.ru
Эти цифры мизер по сравнению с тем, с чем сталкивается Toyota в Европе и США. Из-за проблем с акселератором в Старом Свете компания отзывает 2 млн. автомобилей, в Северной Америке – 2,3 млн., приостановив продажи своей марки. Отзыв касается авто моделей AYGO, iQ, Yaris, Auris, Corolla, Verso, Avensis и RAV4, выпущенных с февраля 2005 года.
Отдельно отмечается, что отзыв не касается популярной модели Lexus.
От проблем с качеством не застрахована ни одна компания. На доработку возвращаются авто даже тех марок, за которыми закрепилась слава самых надежных или самых дорогих. Toyota, Nissan, VW, Ford, Volvo, Range Rover и даже Bentley — вот неполный перечень производителей, отличившихся за последние годы. Украинцам вряд ли стоит пытаться разобраться, почему технические проблемы Toyota вызвали столь бурную реакцию в Штатах, где Конгресс потребовал отчета президента компании.
Однако стоило бы спросить: почему о проблемах с безопасностью своих автомобилей украинцы узнают позже, чем американцы и европейцы?
Информация, взорвавшая авторынок об отзыве более двух миллионов автомобилей Toyota в Штатах, появилась 22 января. Неделю спустя Toyota Motor Europe признается о том, что и в Европе отзывает такое же число авто. 5 февраля Toyota сообщает, что отзывает 160 тыс. авто с российского рынка.
Фото: www.newauto46.ru
А в Украине в это время официальный импортер и дилеры хранят молчание. На украинском форуме владельцев автомобилей Toyota можно легко проследить хронологию попыток самых активных собственников узнать у продавцов: относятся ли проблемы в Европе к их машинам. Вот 3 февраля владелица RAV4 под ником «Кристи» рассказывает о письме от своего дилера – компании «Автосаммит», в котором заявлено, что отзывы Toyota в Европе украинцев не касаются, поскольку машины, продаваемые в Украине, произведены исключительно в Японии. Часть владельцев уверяет, что это неправда, поскольку официально в стране также продаются автомобили, произведенные в Великобритании и Турции. И только 15 февраля тот же дилер тому же владельцу отправляет смс с просьбой проверить, подпадает ли автомобиль под сервисную кампанию по устранению неполадок с педалью газа.
Лишь иногда дилеры прямо отвечают на запросы журналистов. В конце января 2010 года Honda сообщила об отзыве 646 тыс. автомобилей по всему миру из-за неисправности аккумулятора, которая могла привести к короткому замыканию и пожару. Речь шла о моделях Fit, Jazz и City, которые были проданы в Америке, Южной Африке, Азии и Европе. Украинский дилер Honda - компания «Хонда Украина» заявляет, что отзывная компания не касается автомобилей, проданных в Украине. «Украинские потребили автомобилей, проданных в официальной дилерской сети, могут быть абсолютно спокойны», - говорит Руслан Сидоренко, руководитель отдела сервиса и запчастей компании «Хонда Украина»
Почти во всех остальных случаях дилеры и производители с упорством стараются не замечать своих ошибок и тем более их исправлять, особенно если речь идет об украинских потребителях. Автогиганты не исключение. В 2008 году компания Sony объявила об отзыве своих ноутбуков. Отзыв касался моделей серии TZ (линейка VAIO) общим количеством около 440 тыс. штук, и его причиной является брак, приводящий к перегреву и воспламенению аккумулятора. Пока весь мир менял бракованные лептопы, в Украине компания хранила молчание. И это только единичный пример.
Toyota признала свою ошибку – это делает ей честь. А сколько других компаний не признается, сколько украинцев вынуждены выбивать проведение должного гарантийного ремонта от своих автопродавцов? Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко вспоминает, что последними кампании по отзыву своих машин проводили в Украине Mitsubishi и Volvo.
Назаренко уверяет, что импортеры и дилеры получают от завода неплохую компенсацию за проведение отзывов и сервисного ремонта. По его словам, широкомасштабные сервисные кампании по отзыву машины могут служить даже источником доходов для сервисных центров. В чем же тогда причина упрямства продавцов отнюдь не дешевых иномарок? «К сожалению – это реальность и данность работы импортеров в нашей стране», - объясняет представительно одного из крупных автомобильных торговых домов.
Влад Головин «Левый берег», Олег Пластовец для «Левого берега»