Украинские работники всегда были востребованы на рынках других стран. В последние годы, когда финансовое состояние нашего населения существенно ухудшилось, Украина в этих планах стала фигурировать все чаще. Понимая, что люди – это основной капитал страны, государства готовы за них бороться, создавая комфортные условия для переезда тех, кто имеет необходимые навыки, готов быстро адаптироваться и эффективно работать. И Украина проиграет в этой борьбе за трудовые ресурсы, просто потому что отказывается бороться.
На сегодняшний день мы даже точно не можем сказать, какое количество трудовых ресурсов потеряли за последние годы. Последняя и единственная в истории независимой Украины всеукраинская перепись населения проводилась в 2001 году. Следующий раунд переписи, которая по рекомендациям ООН должна проводиться каждые 10 лет, переносили уже несколько раз. Сначала с 2010 на 2012-й, потом на 2013-й, потом на 2016-й. В декабре 2015 Кабмин в очередной раз перенес перепись на 2020 год. Согласно переписи 2001 года численность населения Украины была порядка 48,5 млн. Это последние точные данные. Все последующие цифры, так или иначе фигурирующие в официальных источниках и упоминаемые чиновниками и политиками (45 миллионов, 42 млн, 38 млн) – это лишь допущения, часто довольно грубые. Опереться на достоверные данные украинская статистика, к сожалению, не может.
Текущий учет миграции Госстат проводит на основании данных о регистрации по месту проживания и информации Государственной миграционной службы. Учет постоянный, но не точный, так как в случае временного выезда на работу, например, люди свое место регистрации не меняют, как и в случае нелегальной миграции. Например, перепись 2001 года показала, что потери населения в результате трудовой миграции в 90-х гг. были по меньшей мере в 1,7 раза больше, чем показывала текущая статистика Госстата на тот момент.
По данным Госстата на 1 февраля 2018-го численность населения Украины составила 42,3 млн, сократившись за 2017-й лишь на 200 тысяч человек. При этом главной причиной сокращения стала не миграция (она по официальным данным наоборот обеспечила прирост), а смертность. Поверить в это сложно. В 2015-2017 Госстат, при участии международных организаций, проводил исследование внешней трудовой миграции, и согласно ему в течение трех последних лет за границей работали 1,3 млн наших соотечественников, что лишь на 100 тысяч превысило данные за 2010-2012 годы. Но методология Госстата снова не позволяет безоговорочно принять эти данные, ведь она снова не учитывала долгосрочных мигрантов, выехавших всей семьей, которых не было в Украине на момент исследования, а также тех украинцев, которые работаю за границей время от времени, периодически в Украину возвращаясь.
Учет трудовой миграции в стране Госслужбой занятости тоже оставляет желать лучшего. Во-первых, в статистику попадают лишь те трудовые мигранты, которые уехали на заработки официально при посредничестве лицензированных рекрутинговых компаний. Во-вторых, данные Госслужбы занятости иллюстрируют скорее не саму трудовую миграцию, а деятельность фирм-посредников, занимающихся трудоустройством украинцев за границей. По их данным в 2017-м за границей работали 83,8 тысяч украинцев. Причем наибольшее число наших сограждан работало на Кипре (17,8 тыс.), в Польше (12,4 тыс.), Германии (9,2 тыс.), Великобритании (8,1 тыс.) и Греции (6,3 тыс.).
Если сравнить с данными НБУ по объемам частных денежных переводов из-за границы, то география несколько изменится, так как по данным Нацбанка лидируют Польша (865 млн долл. на конец 2017-го), Россия (300 млн долл.), США (190 млн долл.), Чехия (168 млн долл.) и Италия (120 млн). То есть данные Госслужбы занятости тоже не подходят для объективного анализа. Например, в отчете службы указано, что 74% трудовых мигрантов в 2017-м году были трудоустроены посредниками, зарегистрированными в Одесской области. Знаете почему? Лицензированные рекрутинговые агентства заняты преимущественно наймом моряков на иностранные суда. Вот их и показывает статистика Службы занятости.
Неплохой анализ миграционных процессов дают выборочные исследования, проводимые в Украине международными организациями, но последнее такое исследование проводилось в 2016-м и учитывало данные за 2015 год и на сегодняшний день его результаты уже не будут актуальными. Кроме того, информацию о трудовых мигрантах исследователи, как и Госстат, как правило получают от их родственников, которые остались в Украине, а те не всегда готовы поделиться данными и честно отвечать на вопросы. Так что подобные исследования ценны скорее не статистикой, а описанными в них тенденциями, структурой трудовой миграции, причинами, побудившими людей уехать.
Пограничная и миграционная службы тоже не могут похвастать исчерпывающими данными о трудовых мигрантах. Так как пограничная служба достоверно фиксирует лишь пересечение границы, но не цель поездки, а Миграционная служба - лишь пойманных нелегальных мигрантов и выдачу разрешений на постоянное проживание в других странах, но не временные выезды на заработки.
В итоге опереться на достоверные данные, оценивая миграционные тренды, не получается. И, пожалуй, главный вопрос к правительству, почему оно ничего не делает, для того, чтобы эти данные получить? Ведь трудоспособное население – один из основных ресурсов страны и его потеря должна заботить власть в первую очередь.
Украинские оценки состояния рынка труда не намного лучше оценок миграционных процессов. По данным Госстата, основанным на выборочном исследовании, в Украине на данный момент 16 млн экономически активного населения, а количество безработных – 1,8 млн. Уровень занятости составил 55,4%, уровень безработицы – 9,9%. Причем в число занятых, по методологии Госстата, попадают лица в возрасте от 15 до 70 лет, то есть и подростки, и старики. Например, по данным Пенсионного фонда, количество застрахованных в солидарной системе лиц составляло 12,8 млн. Это те украинцы, которые работают официально и платят единый социальный взнос в бюджет. Увы, и эти данные тоже не дают объективного представления о миграции, так как после предпринятых правительством мер по детенизации рынка труда, а также после пенсионной реформы, количество застрахованных в солидарной системе наоборот начало расти. Но пусть это никого не утешает, детенизация рынка труда проблему оттока рабочей силы не решит. Более того, сам по себе отток трудоспособного населения может очень быстро свести на нет все успехи детенизации.
В итоге все понимают, что страна столкнулась с проблемой и впереди ее ждет нехватка трудовых ресурсов, но масштаб этой проблемы никому не известен, и нет желающих докопаться до правды. В начале кризиса многие аналитики пророчили Украине приход инвесторов, желающих создать тут рабочие места из-за низкой стоимости трудовых ресурсов. Но инвесторам привлекательные условия для работы в Украине так и не создали, а трудовые ресурсы, недовольные качеством жизни и уровнем оплаты, начали искать возможности заработка в соседних странах.
Главная причина, по которой украинцы решаются на трудовую миграцию – уровень заработной платы. Повышение минимальной заработной платы правительством помогло сгладить негативные тренды на внутреннем рынке, стимулировало спрос, но достойной альтернативой заработку в соседних странах не стало. На сегодняшний день средняя зарплата штатного сотрудника в Украине составляет 7828 грн, то есть чуть меньше 250 евро. При этом средняя зарплата в Польше – 750 евро, в Чехии – 860, в Италии – 1760. Даже обещания правительства повысить среднюю зарплату в стране вдвое – до 16 тысяч гривень, не повысит наши шансы на победу в борьбе за трудовые ресурсы. Ведь едут на заработки либо те украинцы, которые не могут найти работу в своем регионе, либо те, кто по уровню квалификации претендует на зарплату ниже средней.
Это понимают в Польше. Там на сезонные работы украинец может приехать вообще без рабочей визы, только с биометрическим паспортом. Да и выдача разрешений на работу в Польше для украинцев упрощена по максимуму – за 2016-2017 годы страна выдала свыше 2 млн таких разрешений нашим гражданам.
Чехия также заинтересована в наших рабочих руках, с этого года страна увеличила количество рабочих виз, которые может предоставить украинцам, а также упростила и ускорила саму процедуру их выдачи. Не отстают и Словакия с Венгрией, там украинцы также могут получить разрешение на работу по упрощенной процедуре. Остальные страны ЕС так или иначе тоже получают свою часть украинских рудовых ресурсов. По данным польского правительства, с 1 января 2018 украинцам выдали порядка 240 тысяч разрешений на работу, а реально работать по ним стали только 74 тысячи сотрудников. Остальные же, по подозрению чиновников, использовали это разрешение для въезда и нелегального трудоустройства в других странах.
И пока в Украине не осознают, насколько губительными могут быть эти тенденции, отток трудовых ресурсов не прекратится. Мы, конечно, можем радоваться росту денежных переводов, присылаемых трудовыми мигрантами на родину, но надо отдавать себе отчет в том, что эти переводы едва ли заменят рабочие руки, нехватку которых уже ощущают отечественные компании. По итогам 2017 количество вакансий уже превышало количество соискателей работы. По данным опроса EY Ukraine в прошлом году 56% компаний столкнулись с проблемами при поиске сотрудников и связывают их именно с трудовой миграцией. Трудоустройство за границей стало причиной увольнения 53% сотрудников, написавших заявления по собственному желанию в 2017 году. 69% компаний считают, что трудовая миграция уже оказывает негативное влияние на их деятельность. И это только начало.
Миграционная политика государства основывается на мотивации и удержании. Те же принципы, на которых основаны программы стран привлекающих наши трудовые ресурсы, сработают и в Украине, если она пожелает сократить отток трудоспособного населения и вернуть в страну тех, кто уехал на временные заработки. Конечно, такая политика потребует затрат, но она окупается с лихвой, так как стабильный прирост рабочей силы гарантирует и рост темпов экономического развития, и налоговых поступлений. И если мы не пойдем на эти шаги, мы никогда не догоним по уровню экономического развития страны, которые сейчас привлекают на работу наших граждан.