ГоловнаЕкономікаДержава

Дев'ять ключових змін Податкового кодексу у 2017 році

Осенью прошлого года LB.ua опубликовал большое интервью с советником министра финансов Украины Яной Бугримовой, которая занималась разработкой правок в Налоговый кодекс. В декабре депутаты утвердили часть этих изменений. На днях мы снова встретились с Яной Бугримовой, чтобы узнать, какие предложения Минфина были приняты, а какие нет, и - в качестве бонуса - какие изменения готовит министерство в этом году на 2018-й.

Мы детально обсудили самые важные новации, которые появились в Налоговом кодексе благодаря Минфину. Но есть и другие изменения, о которых стоит упомянуть хотя бы в предисловии. Некоторые инициированы другими ведомствами. Например, введению обязательной платы единого соцвзноса для всех физлиц-предпринимателей мы обязаны министру соцполитики Андрею Реве, который озаботился дефицитом Пенсионного фонда. Другие - заминка с возмещением НДС аграриям в начале года - возникли из-за позиции Государственной фискальной службы (ГФС). Этот вопрос уже разрешился после вмешательства министра финансов Александра Данилюка. Наконец, мы не говорили о росте акцизов на табачные изделия и алкоголь, поскольку это процесс перманентный, повторяющийся из года в год. Итого, мы отобрали девять новаций Налогового кодекса в 2017 году.

Фото: dzvin.org

1. Единый реестр возмещения НДС вместо двух (действует)

10 января 2017 года на сайте Государственной фискальной службы (ГФС) появился единый реестр возмещения НДС вместо двух, существовавших раньше. (Журналист Юлия Самаева из “Зеркала недели. Украина” писала в 2015 году, что поправку о двух реестрах пролоббировал депутат Виталий Хомутынник. В первый реестр попадали компании, которые автоматически получают возмещение НДС, во второй — все остальные компании).

«Единый реестр публичный, но пока что в нем нельзя увидеть агрегированную информацию, проанализировать ее. Нет возможности посмотреть, сколько сумм, которые были заявлены, не были возмещены (всего, а не в разрезе отдельного субъекта). Сколько находятся в процедуре обжалования, сколько возмещены с задержкой по срокам. То есть его еще можно улучшать и дорабатывать», - говорит Яна Бугримова.

Работает ли реестр должным образом? Судить еще рано, слишком мало прошло времени с начала года.

2. Никаких «выводов ГФС» (действует)

Прежде компания, которая подавала заявку на возмещение НДС, должна была получить положительные выводы ГФС. Только после этого суммы на возмещение попадали в Казначейство, и компании получали деньги.

«У ГФС есть по закону один случай, когда она может остановить процедуру возмещения. Это если в ходе проведенной проверки были обнаружены нарушения и было вынесено решение, которое фиксирует наличие правонарушений. Это единственный случай, когда возмещение не происходит до согласования в устновленном законе порядке суммы возмещения», - поясняет советник министра.

Яна Бугримова
Фото: Сергей Нужненко
Яна Бугримова
Законом предусмотрено 30 дней для проведения проверки в общих ситуациях и 60 дней в особенных ситуациях. Пока проверка не проведена, возмещения не происходит. Камеральная проверка проводится во всех 100% случаев. Документальная проверка - только в особых случаях.

После того, как проверка закончена, вариантов развития событий два. Если вынесено решение по результатам проверки, которое не подтверждает сумму заявленного возмещения, то возмещение не осуществляется до согласования этого решения. Второй вариант - не вынесено решение, то есть по результатам проверки не обнаружено нарушений или проверка вообще не проведена (не имеет значение по каким причинам) . В этом случае возмещение должно быть проведено в установленные сроки. Никаких дополнительных “выводов ДФС” больше не требуется.

3. ГФС не сможет остановить возврат НДС после регистрации налоговой накладной добросовестным платещиком (с 1 июля 2017 года)

Зарегистрированная налоговая накладная является единственным основанием для налогового кредита, говорится в законе. Но эта норма вступает в силу после запуска механизма приостановки регистрации подозрительных налоговых накладных.

«Закон, прдесматривающий возможность приостановки регистрации налоговых накладных принят, Минфин разрабатывает и утверждает критерии, с 1 апреля механизм приостановления регистрации на основании критериев запускается в тестовом режиме и работает в таком режиме до 1 июля. Тестовый режим означает, что система работает как и должна работать, но реального приостановления регистрации не происходят», - поясняет Бугримова.

Фото: Сергей Нужненко

То есть норма о приостановления регистрации налоговой накладной вступит в силу 1 июля, одновременно добросовестным плательщикам будет проще получать возмещение.

4. ГФС не может прекратить договор об электронной подписи в одностороннем порядке (действует)

Одностороннее прекращение договора об электронной подписи для подачи электронной отчетности по инициативе ГФС запрещается. 

5. Плательщик должен указывать код товара или услуги в налоговой накладной (действует)

Код товара или услуги — это элемент контроля над регистрацией налоговых накладных, элемент системы приостановления регистрации. Этот код необходим для отслеживания “пересорта”.

При этом проблемы с кодами еще есть, особенно в услугах (товары более-менее классифицированы). Но ответственности плательщика за то, что он не угадал код, не существует. Естественно, есть риск того, что при движении одного и того же товара будет в одной накладной один код товара, в следующей — другой. Потенциально это приведет к срабатыванию системы оценки риска.

Однако система оценки рисков строится не только на коде. То есть код - это один из критериев, а система приостановления регистрации будет срабатывать при наличии совокупности критериев риска (их будет минимум три).

«Коды могут быть разные по множеству причин. Например, переработка продукции. К вам пришло мясо, а вышли сосиски», - говорит Яна Бугримова. Именно поэтому система оценки рисков учитывает налоговую историю компании. Если вы работаете давно, платите налоги, то очень низкий шанс того, что вашу налоговую накладную остановят.

Фото: Сергей Нужненко

Если же накладную остановят, то сначала программа автоматически попросит предоставить подтверждающие документы. Плательщик предоставляет подтверждающие документы. ГФС их в течение пяти дней рассматривает и, если с документами все в порядке, налоговая накладная регистрируется. Если нет, то приостановления регистрации сохраняется, и дальше решение ГФС можно будет оспорить только в административном или судебном порядке.

6. Пятилетние каникулы по налогу на прибыль для малого бизнеса (действует)

Эта норма зафиксирована в подразделе 4, пункте 44 переходных положений Налогового кодекса. Ставка ноль процентов по налогу на прибыль устанавливается на период до конца 2021 года для компаний с годовым доходом не выше трех миллионов гривен. При этом компании должны соответствовать ряду условий (все они перечислены в законе).

7. Вводится единый реестр налоговых консультаций (станет публичным с 1 апреля 2017 года)

Единый реестр налоговых консультаций - одно из новшеств. Общая идеология - централизовать и за счет этого усилить качество консультаций. Раньше каждая область имела свой реестр. Сейчас в законе написано, что реестр консультаций единый.

ГФС производит оценку всех консультаций перед включением их в реестр. И если главный офис ГФС, который этим занимается, не согласен с выданной в области консультацией, он ее может изменить. Это должно снизить количество случаев консультаций, которые противоречат друг другу.

Все консультации будут публичны на сайте, в реестре, но это еще в процессе, потому что эти нормы вступят в силу только с 1 апреля 2017 .

У консультаций четкие правовые последствия в законе. Это освобождение от ответственности, даже если в результате проверки налоговый орган начислит обязательства не так, как перед этим было описано в консультации. Ответственность - штрафные санкции и пеня - не наступает.

Фото: kharkov-terminal.com.ua

8. Минфин проведет аудит баз данных ГФС (в ближайшее время).

“Была инициатива, что Мифнин будет администратором баз данных ГФС. Но эта инициатива - одна из крупнейших — не прошла. В законе сейчас есть норма о том, что нужно провести аудит баз данных ГФС. Это то, чем займется Минфин в ближайшее время. И да, Минфин будет настаивать на передаче баз данных, но уже опираясь на результаты аудита, который будет проведен”, - говорит Бугримова. 

Идеологически у техзадания по аудиту должно быть несколько элементов. Первое - это технический аудит самой системы: насколько она безопасна, насколько защищена от неправомерного вмешательства, в том числе от лиц внутри ГФС. Второе - это, естественно, на предмет соответствия закону. Все программное обеспечение должно отвечать требованиям законодательства. Третья часть аудита - это первейшие потребности, которые необходимы для усовершенствования системы.

9. Новый электронный кабинет налогоплательщика.

Яна Бугримова уверяет, что новый кабинет налогоплательщика будет более функционален, чем нынешний. Кабинет будет действовать как для юрлиц, так и для ФОПов.

“Плательщик сможет видеть состояние своей задолженности, осуществлять переписку с ДФС, получать справки, подавать заявления, жалобы, подавать декларации”, - перечисляет советник министра.

Но существует зона, которую тяжело контролировать. Разработка программного обеспечения под электронный кабинет — это задача ГФС. Закон определяет, что должно быть в кабинете, но исполняет эту задачу ГФС.

Работы по запуску нового кабинета должны пройти уже в этом году.

Фото: Сергей Нужненко

Бонус: законотворческие и другие планы Минфина в 2017 году

Финансовая полиция. Закон о финансовой полиции готов. В нем можно будет урегулировать работу налоговой милиции до формирования нового органа. В 2017 году нова финансовая полиция должна быть создана.

Единый казначейский счет. Законопроект готовится. Возможность плательщику платить все налоговые платежи на один счет, а потом уже казначейство будет делать распределения. Упрощение администрирования.

Налог на выведенный капитал. Законопроект готовится. Замена существующего налога на прибыль налогом на выведенный капитал. По сути, это изменение момента и объекта налогообложения. Если сегодня экономический субъект - предприятие - получает прибыль (грубо говоря, доход минус расход), он должен уплатить налог по результатам отчетного периода, независимо от того, что он делает с этими деньгами. Концепция налога на выведенный капитал предполагает, что если он эти деньги реинвестировал обратно в бизнес (а не вывел), то налогообложения не наступает. Налогообложение наступает только тогда, когда деньги выходят из компании через дивиденды или приравненные платежи. Это сложный вопрос. Здесь есть фискальная опасность в существенном падении в первые годы, как минимум, поступлений в бюджет.

Подготовка концепция реформы упрощенной системы, чтобы она не могла использоваться для злоупотреблений.

Проект выдачи обощающих налоговых консультаций, который Минфин запустил в прошлом году. Уже разработаны ряд проектов, которые должны быть выданы в ближайшее время.

Упрощение налоговой отчетности.

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram