Ключевые аспекты:
- Создание рыночных механизмов в энергосекторе как залог энергобезопасности Украины и энергонезависимости.
- Недостаточный уровень диверсификации источников поставок энергоносителей и низкий уровень технологий — главные проблемы в энергосекторе.
- Недейственная политика энергоэффективности и энергообеспечения как тормоз реформ в энергосекторе.
Правительство Украины начало процесс приведения цен и тарифов в энергосекторе к экономически обоснованному уровню, что является необходимым условием в процессе интеграции в Европейский Союз.
«Евросоюз это также европейский энергетический союз. И энергобезопасность предусматривается для всех членов энергосоюза и это имеет рыночные последствия», - подчеркнул Торстен Уоллер, руководитель энергетической секции группы поддержки Украины в Еврокомиссии.
Эта политика также является позитивным сигналом для инвесторов в отрасль энергетики и может способствовать притоку инвестиций в будущем в случае последовательных, прозрачных и неотвратимых рыночных преобразований.
Инвестпривлекательность проектов в области энергетики Украины в значительной степени определяется международными рейтингами, которые, в свою очередь, зависят во многом от эффективности деятельности крупных украинских энергокомпаний. Отсутствие рыночных механизмов и неторопливость государства во внедрении рыночных цен и тарифов сдерживают инвесторов и ограничивают ресурсы компаний энергосектора.
Отсутствие рынка искажает механизмы в энергетическом секторе, что проявляется в экономически необоснованных ценах и тарифах на энергию и энергоресурсы. Следствием такой политики являются значительные затраты из государственного бюджета и искажение рыночных механизмов ценообразования. Кроме того, отсутствие конкуренции замедляет развитие отрасли энергетики и приводит к росту зависимости страны от импорта из-за неразвитости отечественных производителей во всех секторах энергетики. Результатом всех этих процессов является низкая инвестпривлекательность сектора энергетики Украины в условиях недостаточного уровня капиталовложений и ограниченности средств госбюджета на развитие сектора.
Иван Плачков, бывший министр энергетики Украины, также затронул вопрос энергонезависимости. По его мнению, Украина сегодня как никогда зависима от импортных поставщиков нефти и газа, топлива для атомных станций и даже угля.
В то же время советник министра энергетики Сергей Чех с таким определением не согласен и предлагает не путать энергонезависимость и энергобезопасность: «У нас абсолютно зависимый рынок светлых нефтепродуктов. Но это рынок, и мы не нарекаем на цены. И мы не задаемся вопросами, сколько там в хранилищах этого бензина и дизельного топлива».
По его словм, энергобезопасность — это способность устойчивого функционирования энергосистемы. Определяется она точностью, простотой и способностью системы (как государства так и бизнеса) реагировать на технологические и экономические вызовы. При этом она зависит не столько от объемов запасов энергоресурсов («на сто лет запасов не сделаешь»), а скоростью реакции регулятора, органов власти и бизнеса на вызовы. Причем, реакция бизнеса в условиях свободного рынка более предсказуема, бизнес лучше борется с шоками на рыке. Сергей Чех полагает, что реализация закона 4493 «Про рынок электроэнергии» (принят в первом чтении) позволит перейти к рыночным отношениям в энергетике по европейским нормам.
Депутат Верховной Рады многих созывов Олег Зарубинский добавил, что «энергобезопасность включает в себя и возможность людей платить за поставки». А также выбирать поставщика услуги, что сейчас невозможно.
По словам Карла Хирмана, советника по энергетике группы стратегических советников при Кабинете министров Украины, энергобезопасность - это не сверхсложная вещь, просто нужно иметь достаточное количество энергии в то время, когда она тебе нужна и по той цене, которая тебе выгодна. Для этого рынок должен быть прозрачным и понятным как поставщикам услуг, так и потребителям. В условиях конкуренции поставщики будут нести ответственность за услуги, иначе они потеряют клиентов.
«Рынки объединяются, нет уже национальных монополий. Словакия – не изолированный остров, мы соединены трубами, проводами с соседними странами. У нас цены определяют биржа в Лейпциге по электричеству, по газу тоже похожие условия. Это все реально работает», - сказал Карл Хирман. Но добавил, что некоторые вопросы в сфере энергетики все же приходится решать на уровне Еврокомиссии.
Недостаточный уровень диверсификации источников энергоносителей и технологий является результатом инертности, присущей преобразованием в секторе энергетики любой страны. При этом резкие непродуманные шаги для решения этой проблемы угрожают значительными экономическими убытками и стабильности функционирования энергосистемы страны, и, как следствие, создают существенные угрозы экономической безопасности Украины.
С другой стороны, игнорирование проблемы чрезмерной импортной зависимости несет не меньшие риски вследствие возможного прекращения поставок энергии и энергоресурсов в условиях напряженных отношений с Российской Федерацией.
Криминализация и коррумпированность энергетической сферы обусловлены, в первую очередь, нехваткой и отсталостью средств учета и контроля качества, способствует существованию неконтролируемых потоков энергии и энергоресурсов. И это также следствие отсутствия конкурентного энергорынка. Расположение части системно важных предприятий угольной и электроэнергетической отрасли в зоне Антитеррористической операции (АТО) и в непосредственной близости от зоны АТО — это также дополнительные коррупционные риски вследствие неподконтрольности и непрозрачности процессов.
Виталий Бутенко из ДТЭК ЭНЕРГО отметил, что энергорынок Украины нуждается в реформах для достижения энергобезопасности. В этой связи он отметил следующие ключевые направления:
1) В краткосрочной перспективе необходимо сбалансировать энергосистему так, чтобы обеспечить надежную и устойчивую работу всех ее составляющих. На сегодняшний день, как показывают результаты двух последних лет, энергосистема все больше разбалансируется и удерживать ее в рабочем состоянии для системных операторов, регулятора и частных игроков, даже таких как ДТЭК, становится очень сложно. В первую очередь речь идет о добыче угля и газа. При этом ситуация с добычей угля осложняется тем, что государство не может четко определиться с необходимыми объемами и потребностью в этом ресурсе. При этом углем все же стоит запасаться, поскольку это ресурс, наличие которого и определяет энергобезопасность страны.
2) Должно быть плановое и технически обоснованное распределение мощностей между различными видами генерации электроэнергии, чтобы не возникали ситуации, требующие немедленных решений и дополнительных материальных затрат. Чтобы реформировать систему, начать следует с создания понятного энергетического баланса, который бы дал понять каждому участнику рынка, как он должен работать в следующие двенадцать месяцев.
3) Следует окончательно перейти на рыночное ценообразование для энергоресурсов.
«Все предыдущие модели пересечения рыночного и нерыночного ценообразования продемонстрировали свою полную несостоятельность, - отметил Виталий Бутенко. - В условиях кризиса и геополитического напряжения этот фактор приобретает определяющего влияния на всю систему в целом».
4). В среднесрочной перспективе, необходима реформа рынка, реформа регуляторной и законодательной базы. Необходимо сделать украинского потребителя самостоятельным полноценным участником энергорынка. Только тогда Украина сможет начать полноценную интеграцию в европейскую систему энергобезопасности.
Виталий Бутенко также предложил деполитизировать вопросы энергетики: «Выведите энергетику из периметра политики, отдайте ее в руки профессионалам, участникам рынка, всем – и они найдут правильные формы для самоорганизации и выхода из этого кризиса».
Внедрение технических мероприятий и принятие ряда нормативно-правовых актов позволило значительно увеличить объемы поставок природного газа из рынков Европейского Союза, уменьшив зависимость от поставок природного газа из Российской Федерации. При этом Украина по-прежнему остается надежным транзитером российского газа в Европу. Правда, переговоры между «Нафтогазом» и «Газпромом» проходят при посредничестве Евросоюза.
«Нафтогаз» и «Газпром» договариваются при помощи Европейского Союза, потому что без этой помощи они не могли договориться... Практика показывает, что это работает. Заплатили – получили, не было каких-то сюрпризов. И, конечно, все заинтересованы, чтобы и этой зимой тоже было без сюрпризов», - пояснил посредничество ЕС Торстен Воллер.
По его словам, реформы в газовом секторе были своеобразным тестом для Украины на способность изменяться.
«Прошлой зимой «Газпром» поставлял меньше газа, и все же рынок был достаточно большим, чтобы справиться с этим шоком и даже направить часть поставок в Украину», - пояснил Торстен Воллер.
Депутат Белькова также подчеркнула, что все переговоры Украина ведет самостоятельно. А вовлечение Еврокмиссии в переговоры — это «гарантия того, чтобы нас при всей мощности пиар-машины России не называли ненадежными транзитерами».
Несмотря на некоторые успехи, энергетика Украины находится в состоянии, близком к критическому, для выхода из которого нужно сделать много шагов, в том числе непопулярных.
Главной угрозой для энергетической безопасности Украины на нынешнем этапе является отсутствие рыночных условий при необходимых значительных объемах капитальных инвестиций в энергетику и в другие смежные отрасли вследствие существенной изношенности основных фондов и устарелости используемых технологий. Острота проблемы перехода к рыночным условиям дополнительно усиливается ограниченностью государственных средств, ростом долговой зависимости Украины и почти полным отстуствием возможности тратить государственные средства на убыточные, но важные для страны проекты.
Большое беспокойство вызывает и эффективность использования энергоресурсов. Энергоэффективность, в первую очередь, зависит от экономической привлекательности внедрения мероприятий по рациональному использованию энергии, определяется уровнем цен и тарифов на энергию и энергоносители.
Существующие тенденции на рынке энергии и энергоносителей создают риски в части экономической эффективности внедрения мероприятий по энергоэффективности как для домохозяйств, получающих субсидии, так и для поставщиков.
Конечной целью реформ в области энергетики должно быть создание инвестиционно-привлекательной среды и рыночных условий ведения бизнеса, как частными, так и государственными предприятиями. Прогресс в начатых реформах в области энергетики является залогом успешности госполитики в сфере энергетической безопасности и повлияет на все остальные отрасли экономики Украины.
Торстен Уоллер, руководитель энергетической секции группы поддержки Украины в Европейской комиссии, обозначил маяки, которым должна следовать энергетическая реформа в Украине. По его убеждению, об энергобезопасности и энергонезависимости в Украине можно будет говорить, когда (1) Украина станет экспортером газа и (2) одновременно сможет импортировать электроэнергию из стран ЕС при необходимости, когда (3) потребление угля значительно снизится в объемах, (4) уровень энергоэффективности дойдет хотя бы до уровня Польши, а (5) возобновляемая энергия достигнет 11% от всей генерации.
Свои пять пунктов для энергосектора предложила и Ольга Белькова. Это (1) переход от политических к рыночным процессам управления в энергетике, (2) увеличение внутренней добычи газа, нефти, электроэнергии, в том числе альтернативными методами, (3) привлечение инвестиций в управление газотранспортной системой, (4) достижение европейских показателей в энергоэффективности, (5) вступление в силу закона про энергорегулятор, который вводит ответственность регулятора за установленные тарифы, контроль над участниками энергорынка и жилищно-коммунальных услуг, недискриминационного доступа к электро- и газовым сетям и реальную возможность для потребителей выбирать наилучшее для них предложение на рынке.
Очевидно, что указанные западным специалистом перспективы еще очень далеки. Поэтому реформирование энергетической сферы должно ускориться.
Наконец, говорит Карел Хирман, реформы в энергосекторе невозможны без изменения мышления самих украинцев: «Объединение совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), по-моему, ключевой вопрос для измений. Люди должны понимать, что делать с платежкой. Не вопрос к правительству, не вопрос к мэру города, а вопрос к ним самим. Каким образом себя вести по отношению к поставщикам? Мы в Словакии начали ОСМД создавать в 93-м году. Я в этом участвовал. Это сражение цивилизаций в наших мозгах. Это не придет сразу, пройдет определенное время. Но только тогда начнет работать рынок, когда люди будут понимать, как самим вести хозяйство вместе с соседями по дому, как потреблять энергию».