ГоловнаКультура

Що дивитися на 47-й “Молодості”

В прошлом году организаторы кинофестиваля “Молодость” обескуражили киевских киноманов новостью о том, что переносят фестиваль с привычного конца октября на конец мая. Решение, очевидно, было обусловлено сотрудничеством с городской администрацией, которая хочет взять фестиваль на щит туристической раскрутки города. Конец мая – популярное время для путешествий, добавьте к этому финал Лиги Чемпионов, который пройдет за день до открытия “Молодости”, и организаторов можно понять: того и гляди, туристы узнают о том, что в Киеве проходит большой кинофестиваль и вернутся на него в следующем году.

Другое дело, что “Молодость” часто показывает нишевое, авторское кино, а не фестивальные блокбастеры. В разные годы у фестиваля были разные проблемы с финансированием, не позволявшие покупать каннские хиты, но это не мешало команде проводить достойную селекцию и показывать интересное кино, у которого, правда, не очень большая целевая аудитория. 2018 год не станет исключением (разве что с финансированием проблем поуменьшилось): программа обновленной “Молодости” все также нацелена на экспериментальное кино дебютантов, в хорошем смысле безумцев и энтузиастов кино как искусства.

LB.ua разбирается в программе фестиваля и рекомендует фильмы, которые точно нельзя пропустить.

Кадр из фильма Наследницы
Фото: lababosacine
Кадр из фильма Наследницы

Главная соль “Молодости” всегда – это конкурс. Короткий метр оставим в стороне, хоть там, как правило, и нужно вылавливать “кинематографическое завтра”, сосредоточимся на полнометражном конкурсе. В нем – 12 фильмов, собранных с разных фестивалей, – так отборщики хотят представить срез самых ярких дебютов прошлого года и начала этого. Из самых нашумевших – парагвайские “Наследницы” Марчело Мартинеси, призер Берлинале-2018 (LB.ua писал о них в берлинских дневниках). История о токсичных отношениях, из которых выбраться можно только при очень драматических обстоятельствах, получила приз ФИПРЕССИ и “Серебряного медведя” имени Альфреда Бауэра.

Датский фильм “Зимние братья” Глинура Пальмассона показали на кинофестивалях в Локарно, Торонто и Стокгольме, а дома он взял приз от кинокритиков как лучший фильм года. В рецензиях его описывают, в основном, как “странный”, и вспоминают Роя Андерсона: в его центре – братья, работающие на цементном заводе и влюбляющиеся в одну девушку.

Еще один фильм, который был на слуху в прошлом году, – “Я не ведьма” Рунгано Нуони, история про девятилетнюю девочку, которую пожизненно посадили в “лагерь для ведьм” в Замбии. Может показаться, что это реалистичная социальная драма, но нет: в фильме нашлось место абсурду, сюрреализму и даже юмору.

Кадр из фильма Лицо
Фото: berlinale.de
Кадр из фильма Лицо

Откроется “Молодость” польской картиной “Лицо” Малгожаты Шумовской – трагикомедией-призером Берлинского кинофестиваля. В центре сюжета –молодой парень, которому в результате несчастного случая пересаживают новое лицо. Оно оказывается не таким привлекательным, как к тому привыкли соседи и родители, и Яцеку приходится несладко: хоть окружающие его люди декларируют преданность максиме про любовь к ближнему, но воплощать ее намерены исключительно через строительство самой высокой статуи Иисуса.

Во внеконкурсной программе “Фестиваль фестивалей” тоже многого интересного: например, покажут участника “Двухнедельника режиссеров” прошлогодних Канн “Фабрика ничего” Педро Пиньу, из конкурса Локарно – “Мадам Хайд” Сержа Бозона с Изабель Юппер, “Фантастическую женщину” Себастиана Лелио (приз на Берлинале-2017 и “Оскар” за лучший иностранный фильм) и “Три дня в Квибероне” Эмили Атеф – фильм про Роми Шнайдер из конкурса Берлинале-2018; новые фильмы Дени Коте, Франсуа-Жака Оссанга (“9 пальцев”, приз за режиссуру в том же Локарно) – завсегдатаи на “Молодости”; и, наконец, новый фильм венгерского режиссера Корнеля Мундруцо, чей “Белый бог” наделал много шума в Каннах 2014 года. В 2017-м Мундруцо вернулся с новой картиной, “Луной Юпитера”, уже в основной конкурс Каннского кинофестиваля.

За радикальные эксперименты, очевидно, в этом году отвечает программа “Форма”, куда набрали: экранизацию “Диких мальчиков” Берроуза; лучший канадский дебют на кинофестивале в Торонто (“Лаклаки”); голландскую черную комедию-призер Роттердама (“Quality Time”) и так далее.

Кадр из фильма "Зеленый туман"
Фото: LA Times
Кадр из фильма "Зеленый туман"

В “Специальных событиях” – обладатель “Золотого медведя” Берлинского кинофестиваля этого года, румынская картина “Не прикасайся” (Touch Me Not). Фильм Адины Пинтилие разделил критиков: кто-то счел ее новым словом в кино, кто-то (Питер Брэдшоу из Guardian, например), решил, что победа этого фильма в Берлине – конец цивилизации.

Кроме него, в программе: новый фильм Гая Мэддина, оммаж “Головокружению” Хичкока, “Зеленый туман”; китайская анимация а-ля Квентин Тарантино “Хорошего дня” (участник прошлогоднего Берлинале, ничего, к сожалению, не получивший); новый Такеши Китано и черно-белый “Безумный Макс: дорога ярости”.

В традиционной для “Молодости” программе “Скандинавская панорама” тоже много интересного: например, победитель кинофестиваля в Гетеборге, комедия “Аматоры” про прелести низовых инициатив; совершенно невыносимый “ОтпускИзабель Леклеф (которая, к слову, написала сценарий к “Границе”, фильму-победителю “Особого взгляда” только что закончившихся Канн); исландский участник программы “Горизонты” прошлогодней Венеции “Под деревом”; фильм, похожий на финскую версию “Божьей земли”, – “Мгновение в камышах”; и любимец зрителей – датская драма “Вина”, получившая призы зрительских симпатий на Санденсе и в Роттердаме.

Кадр из фильма "Перевоспитание Кэмерон Пост"
Фото: IMDb
Кадр из фильма "Перевоспитание Кэмерон Пост"

В параллельной конкурсной программе “Солнечный зайчик”, которая показывает фильмы на ЛГБТ-тематику, участвуют тяжеловесы: здесь и “Наследницы”, и “Жесткая краска” (приз “Teddy” на Берлинале), и “Перевоспитание Кэмерон Пост” с кинофестиваля Санденс, и “Том из Финляндии”, и “Дни милосердия” с Кейт Марой и Эллен Пейдж. Также есть внеконкурсная программа, куда отобрали 15 фильмов – 4 полнометражных и 11 короткометражных.

Украинских премьер тоже на фестивале достаточно: во-первых, короткометражный конкурс, где участвуют новые фильмы Светланы Шимко (“Счастливые годы”), Валерии Сочивец (“Качели”), Дмитрия Сухолиткого-Собчука (“Штангист”), Никона Романченко (“Вне зоны”). Во-вторых, есть внеконкурсная программа полнометражных премьер, и там – новый проект Игоря Стрембицкого (в 2005 году получившего приз в Каннах за свой короткий метр) "Пастухи", сделанный в технологии виртуальной реальности; “Господин Никто” Александра Фразе-Фразенко об украинском поэте Игоре Калинце; украинский хоррор “Лысая гора” Романа Перфилева и драма о страданиях интеллигента в рядах КГБ “No-one” Льва и Владимира Прудкиных.

В рамках ретроспективной программы “Столетие” на “Молодости” покажут “Вестсайдскую историю”, “Дикую банду” Пекинпы и “Осеннюю сонату” Ингмара Бергмана. Все показы, кроме Бергмана (он будет в "Киеве"), пройдут на Почтовой площади.

“Молодость” стартует 27 мая и завершится 3 июня. Подробности о программе и расписание показов – на сайте фестиваля.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram