Главная соль “Молодости” всегда – это конкурс. Короткий метр оставим в стороне, хоть там, как правило, и нужно вылавливать “кинематографическое завтра”, сосредоточимся на полнометражном конкурсе. В нем – 12 фильмов, собранных с разных фестивалей, – так отборщики хотят представить срез самых ярких дебютов прошлого года и начала этого. Из самых нашумевших – парагвайские “Наследницы” Марчело Мартинеси, призер Берлинале-2018 (LB.ua писал о них в берлинских дневниках). История о токсичных отношениях, из которых выбраться можно только при очень драматических обстоятельствах, получила приз ФИПРЕССИ и “Серебряного медведя” имени Альфреда Бауэра.
Датский фильм “Зимние братья” Глинура Пальмассона показали на кинофестивалях в Локарно, Торонто и Стокгольме, а дома он взял приз от кинокритиков как лучший фильм года. В рецензиях его описывают, в основном, как “странный”, и вспоминают Роя Андерсона: в его центре – братья, работающие на цементном заводе и влюбляющиеся в одну девушку.
Еще один фильм, который был на слуху в прошлом году, – “Я не ведьма” Рунгано Нуони, история про девятилетнюю девочку, которую пожизненно посадили в “лагерь для ведьм” в Замбии. Может показаться, что это реалистичная социальная драма, но нет: в фильме нашлось место абсурду, сюрреализму и даже юмору.
Откроется “Молодость” польской картиной “Лицо” Малгожаты Шумовской – трагикомедией-призером Берлинского кинофестиваля. В центре сюжета –молодой парень, которому в результате несчастного случая пересаживают новое лицо. Оно оказывается не таким привлекательным, как к тому привыкли соседи и родители, и Яцеку приходится несладко: хоть окружающие его люди декларируют преданность максиме про любовь к ближнему, но воплощать ее намерены исключительно через строительство самой высокой статуи Иисуса.
Во внеконкурсной программе “Фестиваль фестивалей” тоже многого интересного: например, покажут участника “Двухнедельника режиссеров” прошлогодних Канн “Фабрика ничего” Педро Пиньу, из конкурса Локарно – “Мадам Хайд” Сержа Бозона с Изабель Юппер, “Фантастическую женщину” Себастиана Лелио (приз на Берлинале-2017 и “Оскар” за лучший иностранный фильм) и “Три дня в Квибероне” Эмили Атеф – фильм про Роми Шнайдер из конкурса Берлинале-2018; новые фильмы Дени Коте, Франсуа-Жака Оссанга (“9 пальцев”, приз за режиссуру в том же Локарно) – завсегдатаи на “Молодости”; и, наконец, новый фильм венгерского режиссера Корнеля Мундруцо, чей “Белый бог” наделал много шума в Каннах 2014 года. В 2017-м Мундруцо вернулся с новой картиной, “Луной Юпитера”, уже в основной конкурс Каннского кинофестиваля.
За радикальные эксперименты, очевидно, в этом году отвечает программа “Форма”, куда набрали: экранизацию “Диких мальчиков” Берроуза; лучший канадский дебют на кинофестивале в Торонто (“Лаклаки”); голландскую черную комедию-призер Роттердама (“Quality Time”) и так далее.
В “Специальных событиях” – обладатель “Золотого медведя” Берлинского кинофестиваля этого года, румынская картина “Не прикасайся” (Touch Me Not). Фильм Адины Пинтилие разделил критиков: кто-то счел ее новым словом в кино, кто-то (Питер Брэдшоу из Guardian, например), решил, что победа этого фильма в Берлине – конец цивилизации.
Кроме него, в программе: новый фильм Гая Мэддина, оммаж “Головокружению” Хичкока, “Зеленый туман”; китайская анимация а-ля Квентин Тарантино “Хорошего дня” (участник прошлогоднего Берлинале, ничего, к сожалению, не получивший); новый Такеши Китано и черно-белый “Безумный Макс: дорога ярости”.
В традиционной для “Молодости” программе “Скандинавская панорама” тоже много интересного: например, победитель кинофестиваля в Гетеборге, комедия “Аматоры” про прелести низовых инициатив; совершенно невыносимый “Отпуск” Изабель Леклеф (которая, к слову, написала сценарий к “Границе”, фильму-победителю “Особого взгляда” только что закончившихся Канн); исландский участник программы “Горизонты” прошлогодней Венеции “Под деревом”; фильм, похожий на финскую версию “Божьей земли”, – “Мгновение в камышах”; и любимец зрителей – датская драма “Вина”, получившая призы зрительских симпатий на Санденсе и в Роттердаме.
В параллельной конкурсной программе “Солнечный зайчик”, которая показывает фильмы на ЛГБТ-тематику, участвуют тяжеловесы: здесь и “Наследницы”, и “Жесткая краска” (приз “Teddy” на Берлинале), и “Перевоспитание Кэмерон Пост” с кинофестиваля Санденс, и “Том из Финляндии”, и “Дни милосердия” с Кейт Марой и Эллен Пейдж. Также есть внеконкурсная программа, куда отобрали 15 фильмов – 4 полнометражных и 11 короткометражных.
Украинских премьер тоже на фестивале достаточно: во-первых, короткометражный конкурс, где участвуют новые фильмы Светланы Шимко (“Счастливые годы”), Валерии Сочивец (“Качели”), Дмитрия Сухолиткого-Собчука (“Штангист”), Никона Романченко (“Вне зоны”). Во-вторых, есть внеконкурсная программа полнометражных премьер, и там – новый проект Игоря Стрембицкого (в 2005 году получившего приз в Каннах за свой короткий метр) "Пастухи", сделанный в технологии виртуальной реальности; “Господин Никто” Александра Фразе-Фразенко об украинском поэте Игоре Калинце; украинский хоррор “Лысая гора” Романа Перфилева и драма о страданиях интеллигента в рядах КГБ “No-one” Льва и Владимира Прудкиных.
В рамках ретроспективной программы “Столетие” на “Молодости” покажут “Вестсайдскую историю”, “Дикую банду” Пекинпы и “Осеннюю сонату” Ингмара Бергмана. Все показы, кроме Бергмана (он будет в "Киеве"), пройдут на Почтовой площади.
“Молодость” стартует 27 мая и завершится 3 июня. Подробности о программе и расписание показов – на сайте фестиваля.