
Собственно, война развязалась еще во второй части, также срежиссированной Мэттом Ривзом (теперь режиссер заправляет новым фильмом про Бэтмена). В новом фильме наступил кульминационный момент противостояния: обезьянам во главе с мудрым и заметно уставшим Цезарем (Энди Серкис) предстоит схватка с войсками оставшихся в живых людей под предводительством Полковника (Вуди Харрельсон – как всегда, прекрасный и перенесший своих безумных героев на новый уровень).
Очень скоро выясняется, что люди по ту сторону баррикад давно забыли про общечеловеческие ценности, к которым принято было когда-то апеллировать. Полковник – недодиктатор, стремящийся к абсолютной власти и полному истреблению поумневших обезьян. Его подельники, между тем, бездумно ему подчиняются – в стане военных нет ни одной живой души, которая внесла бы сумятицу в стройные планы по завоеванию планеты, чем бы оправдала человеческое существование.
Вне военных баз, впрочем, такая душа находится: выдвинувшись на поиски Полковника, чтобы отомстить за убийство родных, Цезарь и его друзья обнаруживают маленькую немую девочку и берут ее с собой. Девочка свободна от оков человеческих паттернов выживания и не считает обезьян своими врагами, скорее, наоборот, становится лишней лакмусовой бумажкой, подтверждающей, что пока люди теряют свой облик, строя концлагеря, приматы стали намного более человечными, живут согласно моральному кодексу и обладают эмпатией.
Собственно говоря – и эта мысль проскальзывает в нескольких рецензиях западных критиков и не оставляет нас до сих пор – люди в “Войне за планету обезьян” – самое слабое звено. Не потому что истощено вирусом и злобой, а в драматургическом смысле. В то время, как обезьяны – начиная с Цезаря, заканчивая мудрым орангутангом Морисом и Плохой обезьяной (комичным и бесконечно трогательным персонажем), – объемные герои, за которых не на шутку переживаешь (эффект лишь усиливается обилием крупных планов), люди такого объема лишены напрочь.

Талант Вуди Харрельсона, одного из, кажется, самых недооцененных актеров своего поколения, снова выбрасывается в трубу. Он, несомненно, харизматичный и всем своим видом показывает нам, что один из любимых фильмов Ризва, очевидно, – “Апокалипсис сегодня”, но его героя как будто бросили сочинять на середине. После всех многообещающих намеков, полутонов и догадок, ужасный диктатор просто выкладывает своему врагу свой зловещий план, как на духу: я собираюсь сделать то-то и то-то, потому что так-то и так-то. Хм.
Есть один персонаж второго плана, в ком сомневаешься до конца и поэтому за ним интересно наблюдать (не будем спойлерить, кто это), но и его роль сводится к минимуму и не используется режиссером так, как могла быть использована.
Как бы то ни было, “Войну за планету обезьян” интересно смотреть: и хоть авторы сценария иногда не брезгуют приемом “бог из машины” (когда разрешение сцены или конфликта происходит как будто из ниоткуда), фильм захватывает с самого начала.
Мэтт Ривз как будто продолжает начатую – не сегодня, но в этом году ярко проявившуюся – тенденцию разочарования в человечестве. Сначала людям поставил “ноль” Джеймс Мэнголд в душераздирающем “Логане”, потом по хомо сапиенсам и ценностям Просвещения потоптался злобный Ридли Скотт (на Одесском кинофестивале покажут первого “Чужого” на большом экране – сходите и сравните с “Заветом”), в “Войне за планету обезьян” люди вчистую проигрывают другому виду по всем фронтам. На фоне Дональда Трампа, отколовшихся ледников и усиливающихся стремлений свалить с этой планеты куда подальше такое разочарование в человечестве имеет под собой основания. Война в фильме действительно ведется за планету обезьян. Не за планету людей.
В прокате с 13 июля.