ГлавнаяКультура

​"Война за планету обезьян": примат человечности

На этой неделе в прокат вышла третья часть обновленной франшизы о планете обезьян – с научно-фантастической подоплекой, библейскими аллюзиями и в антураже антиутопического вестерна. Серию фильмов по мотивам романа Пьера Буля перезапустили в 2011 году: с тех пор мы наблюдали за “восстанием” и “рассветом” планеты обезьян. В этом году пришло время для межвидовой войны в мире, где люди почти вымерли из-за вируса, сделавшего обезьян умнее и сильнее.

Дарья Бадьёр Дарья Бадьёр , Редактор отделов "Культура" и "Блоги"

Фото: foxmovies.com

Собственно, война развязалась еще во второй части, также срежиссированной Мэттом Ривзом (теперь режиссер заправляет новым фильмом про Бэтмена). В новом фильме наступил кульминационный момент противостояния: обезьянам во главе с мудрым и заметно уставшим Цезарем (Энди Серкис) предстоит схватка с войсками оставшихся в живых людей под предводительством Полковника (Вуди Харрельсон – как всегда, прекрасный и перенесший своих безумных героев на новый уровень).

Очень скоро выясняется, что люди по ту сторону баррикад давно забыли про общечеловеческие ценности, к которым принято было когда-то апеллировать. Полковник – недодиктатор, стремящийся к абсолютной власти и полному истреблению поумневших обезьян. Его подельники, между тем, бездумно ему подчиняются – в стане военных нет ни одной живой души, которая внесла бы сумятицу в стройные планы по завоеванию планеты, чем бы оправдала человеческое существование.

Вне военных баз, впрочем, такая душа находится: выдвинувшись на поиски Полковника, чтобы отомстить за убийство родных, Цезарь и его друзья обнаруживают маленькую немую девочку и берут ее с собой. Девочка свободна от оков человеческих паттернов выживания и не считает обезьян своими врагами, скорее, наоборот, становится лишней лакмусовой бумажкой, подтверждающей, что пока люди теряют свой облик, строя концлагеря, приматы стали намного более человечными, живут согласно моральному кодексу и обладают эмпатией.

Собственно говоря – и эта мысль проскальзывает в нескольких рецензиях западных критиков и не оставляет нас до сих пор – люди в “Войне за планету обезьян” – самое слабое звено. Не потому что истощено вирусом и злобой, а в драматургическом смысле. В то время, как обезьяны – начиная с Цезаря, заканчивая мудрым орангутангом Морисом и Плохой обезьяной (комичным и бесконечно трогательным персонажем), – объемные герои, за которых не на шутку переживаешь (эффект лишь усиливается обилием крупных планов), люди такого объема лишены напрочь.

Фото: foxmovies.com

Талант Вуди Харрельсона, одного из, кажется, самых недооцененных актеров своего поколения, снова выбрасывается в трубу. Он, несомненно, харизматичный и всем своим видом показывает нам, что один из любимых фильмов Ризва, очевидно, – “Апокалипсис сегодня”, но его героя как будто бросили сочинять на середине. После всех многообещающих намеков, полутонов и догадок, ужасный диктатор просто выкладывает своему врагу свой зловещий план, как на духу: я собираюсь сделать то-то и то-то, потому что так-то и так-то. Хм.

Есть один персонаж второго плана, в ком сомневаешься до конца и поэтому за ним интересно наблюдать (не будем спойлерить, кто это), но и его роль сводится к минимуму и не используется режиссером так, как могла быть использована.

Как бы то ни было, “Войну за планету обезьян” интересно смотреть: и хоть авторы сценария иногда не брезгуют приемом “бог из машины” (когда разрешение сцены или конфликта происходит как будто из ниоткуда), фильм захватывает с самого начала.

Мэтт Ривз как будто продолжает начатую – не сегодня, но в этом году ярко проявившуюся – тенденцию разочарования в человечестве. Сначала людям поставил “ноль” Джеймс Мэнголд в душераздирающем “Логане”, потом по хомо сапиенсам и ценностям Просвещения потоптался злобный Ридли Скотт (на Одесском кинофестивале покажут первого “Чужого” на большом экране – сходите и сравните с “Заветом”), в “Войне за планету обезьян” люди вчистую проигрывают другому виду по всем фронтам. На фоне Дональда Трампа, отколовшихся ледников и усиливающихся стремлений свалить с этой планеты куда подальше такое разочарование в человечестве имеет под собой основания. Война в фильме действительно ведется за планету обезьян. Не за планету людей.

В прокате с 13 июля.

Дарья Бадьёр Дарья Бадьёр , Редактор отделов "Культура" и "Блоги"