“Ловушка” (в оригинале Get Out) – хоррор Джордана Пила, получивший невероятный 99%-й рейтинг на Rotten Tomatoes и собравший в мировом прокате сумму, в 40 раз превышающую свой бюджет. Такое часто бывает с хоррорами, которые снимаются за три копейки, но имеют зрительский успех, но чтобы получить громогласный успех у критиков – это надо постараться. И Пил постарался.
Get Out – не просто хоррор, и самое страшное в нем творится в первой половине, когда еще неясно, будет ли в фильме происходить нечто сверхъестественное, или все так и останется – на уровне самых базовых общественных и человеческих отношений. Главный герой Крис (Дэниел Калуя, известный по ролям в “Черном зеркале” и “Сикарио”) отправляется за город, чтобы познакомиться с родителями своей девушки Роуз (Эллисон Уильямс, Марни из сериала “Девочки”). Друг его предупреждает: не надо ездить к родителям белой девушки, будет беда. И он оказывается прав.
Ужасы “Ловушки” – не в том, кем семья оказывается на самом деле (в трейлере есть намеки на то, что родственники Роуз – не совсем нормальные люди), а в том напряжении, которое Крис чувствует, как только попадает в дом, где все обитатели – белее мела, а афроамериканцы – только среди прислуги. “Мы не расисты, мы любим Обаму,” – всячески доказывают родители девушки, но все их уверения только добавляют подозрений.
В эпоху трамповской Америки неглупая сатира Пила попала в точку: она поднимает тему того, можно ли примерить на себя чужой опыт, особенно если это опыт афроамериканцев в США, – и не боится пойти в этом до леденящей кровь буквальности. Весь хоррор построен на том, что зритель ассоциирует себя с главным героем, чувствует каждый заостренный угол реальности в которой он живет. Но возможно ли полностью проассоциироваться с героем, не разделяя его опыта во всей его полноте? Это вопрос, на который Пил, как ни странно, дает ответ, но он никому не понравится.
Свои ответы припасены и у Бена Уитли, известного британского постановщика, чью “Высотку” все так полюбили в прошлом году. Уитли снимал громкие фильмы и раньше, но на нашей территории его полюбили только сейчас. Его новая картина “Перестрелка”, где собрался, не побоимся этого слова, звездный актерский состав, получила премьеру на кинофестивале в Торонто и многим напоминает “Омерзительную восьмерку” Квентина Тарантино. Разве что с поправкой на реалистичность и юмор, вернее, ядовитый сарказм, которого у Уитли в избытке.
70-е, заброшенный ангар, где должна состояться сделка по продаже оружия представителям ИРА. Крис (Киллиан Мерфи) и Фрэнк (Майкл Смайли) пытаются сохранять спокойствие, пока Орд (Арми Хаммер) проводит сделку с Верноном (Шарлто Копли), Жюстин (Бри Ларсон) и компанией. Но дела идут не так, как ожидалось, и ангар превращается в поле боя – все палят друг в друга без разбора, промахиваются, пытаются выяснить, откуда взялась третья сторона, и хотят добраться до телефона, чтобы вызвать подкрепление. Полтора часа стрельбы могли бы всех утомить, но Уитли подчиняет эту мини-войну всех против всех внутренней драматургии и каждый новый забег героев на короткие дистанции – от одного укрытия в другое – имеет свой смысл.
Главная особенность “Перестрелки” (и в этом – еще одно сходство с тарантиновской “Восьмеркой”) – там нет ни одного симпатичного персонажа. Впрочем, когда речь идет о выживании в беспорядочной стрельбе, рассчитывать на голос разума не приходится, и в ход идут другие правила, имеющие мало общего с вежливостью. “Болеть” особенно не за кого, но наблюдать за происходящим на экране от этого менее интересно не становится.
Ну и третий фильм нашего обзора – неожиданный “Колоссальный” (в украинском прокате идет как “Моя девушка – монстр”, название, абсолютно не соответствующее замыслу фильма) Начо Вигалондо, испанского режиссера, который любит экспериментировать со смешиванием жанров. Главная героиня Глория (Энн Хэтэуэй) год сидит без работы, а образовавшийся вследствие этого вельтшмерц запивает с друзьями на вечеринках. Ее бросает бойфренд (Дэн Стивенс), и Глория возвращается в родной город в Нью Джерси, где есть хотя бы крыша над головой. В этот момент в Сеуле появляется огромный монстр, с которым Глория обнаружит связь.
Фильм Вигалондо, бесспорно, начинается как самая тривиальная мелодрама на свете: о возвращении лузера домой снято уже столько фильмов, что ставить снова на эту полудохлую лошадь кажется уже неприличным, но “Колоссальный” доказывает обратное. Появление Оскара, одноклассника Глории, испытывающего к ней непонятные чувства (Джейсон Судейкис, который наконец-то расширил свой актерский диапазон), и, собственно, линия с монстром в Сеуле показывают, что Вигалондо не интересуют обычные истории, а “Колоссальный” рассказывает историю не про старую любовь и даже не про переизобретение себя.
В каком-то смысле Colossal – это кино про травму (это хорошо иллюстрирует сцена, объясняющая, откуда взялся монстр в Сеуле) и про токсичные отношения, которые из этой травмы могут вырасти. Чтобы написать детальнее, придется разболтать много лишних деталей, а этого делать категорически не хочется. Скажем только, что сцена выхода из абьюзивных отношений сделана на грани с гениальностью и должна использоваться в терапевтических целях.
Все эти сокровища уже идут в прокате, причем у фильмов Бена Уитли и Начо Вигалондо есть сеансы на языке оригинала.