ГлавнаяКультура

Александр Клименко: «По миру разошлось уже в пять раз больше картин Айвазовского, чем он написал при жизни»

Инвестиции в современную живопись по рентабельности соперничают с капиталовложениями в недвижимость. Эти инвестиции могут приносить – и приносят – баснословные доходы. По данным международного каталога искусства Hislops 2007 Price Guide, за период с 1997-го по 2007 год стоимость некоторых произведений современных художников выросла на 700%.

Александр Клименко: «По миру разошлось уже в пять раз больше картин Айвазовского, чем он написал при жизни»
Фото: www.toplife.com

А что происходит в Украине? Хотя рынок современной украинской живописи еще очень далек от окончательного формирования, его капитализация растет весьма динамично. За последние 2–3 года цены на картины выросли на 100–300% и продолжают повышаться. В ближайшее время ожидается увеличение спроса на полотна современных украинских художников, стоимость которых на европейских аукционах уже сейчас доходит до $50 тыс. Такой стремительный рост прибыльности вкладов в произведения современного искусства поставил их в один ряд с инвестициями в недвижимость и банковскими депозитами.

Наиболее «доходные» украинские авторы, цены на произведения которых стабильно растут: Василий Цаголов, Арсен Савадов, Олег Тистол, Александр Ройтбурд, Александр Клименко, Марина Скугарева, Виктор Сидоренко, Илья Чичкан, Павел Маков и другие. Ценность произведений именно этих художников подтверждена ведущими мировыми экспертами – представителями всемирно известных аукционных домов Christie’s, Sotheby’s, Phillips de Pury, которые неоднократно отбирали их картины для участия в торгах. Главный же показатель инвестиционной значимости современного художника для западного арт-рынка – высокие цены на аукционах, стабильность и регулярность интереса к определенным художникам со стороны аукционов и коллекционеров и, конечно, постепенный и уверенный рост стоимости полотен.

Надо сказать, что «современным» искусством эксперты считают то, что говорит на языке современности, а не просто всего лишь создано сегодня. Часто используется уточняющий термин – «актуальное» искусство – оперирующее актуальными, прогрессивными идеями и выраженное современным визуальным языком. В контексте украинского арт-рынка интересен пример с художником Александром Ройтбурдом, который еще 5 лет назад «стоил» всего от $1 тыс. до $5 тыс. за картину. В июне прошлого года картина Ройтбурда была продана в Лондоне на аукционе Phillips de Pury, который специализируется на актуальном искусстве, за $97 тыс.

Почему именно в настоящее время – несмотря на продолжающийся финансовый кризис – выгодно инвестировать в произведения современных художников Украины? Об этом «Левый берег» узнавал у известного украинского куратора масштабных проектов «Искусство Украины 20 века», «Современное искусство Украины. 100 художников периода Независимости», «Современное украинское искусство. Киев–Париж», автора многочисленных текстов о современном искусстве, культуролога и художника Александра Клименко

Почему сейчас, во время глобального финансового кризиса, растет спрос на современную живопись?

Просто очень удачно совпали специфические внутренние и внешние предпосылки, определяющие рост цен на искусство. Более того, мировые эксперты прогнозируют быстрый и значительный рост цен на картины ведущих современных художников Украины.

Современное искусство за последние годы значительно выросло в цене: сегодня самыми дорогими в мире являются картины классиков абстрактной живописи, художников Джексона Поллока и Марка Ротко, приобретенные за $145 млн. и $140 млн. соответственно.

Быстро растут цены в России, где на некоторые произведения современных художников цена на внутреннем рынке доходит до $200 тыс., этот рынок вообще очень активен и динамично растет. Работы Ильи Кабакова были проданы за $5 млн. и $2,4 млн., Эрика Булатова – за $2,5 млн. Прогнозы экспертов о высоком росте цен на современное славянское искусство сбылись.

В 2008 году прошел аукцион Christy´s, на котором картина современного украинского художника Ильи Чичкана была продана за $70 тыс.

В июне 2009-го в Лондоне впервые состоялся «русско-украинский» Sotheby´s, на котором были представлены современные украинские художники. На протяжении последних лет ведущие мировые специалисты и эксперты по современному искусству, представители крупнейших аукционных домов, таких как Sotheby´s, Christy´s и Philips, обращают все более пристальное внимание на современное искусство Украины, отмечая его высокий, но все еще недооцененный инвестиционный потенциал.

В конце концов, в Украине (так же, как это уже было в свое время в Италии, Индии, Китае) произойдет очень значительная реструктуризация арт-рынка. Несколько современных украинских художников – от трех до пяти человек – имеют все шансы в ближайшие пять лет стать «звездами» со стоимостью одного произведения до $1 млн.

Кто именно?

Это художники А.Савадов, В.Цаголов, В.Сидоренко, О.Тистол, А.Ройтбурд. Еще примерно 10 авторов будут стоить до $250 тыс. за одну картину: П.Маков, И.Чичкан, М.Скугарева, М.Мамсиков, Н.Маценко. Я уверен, что отечественный художественный рынок ждет серьезный интерес как со стороны Запада, так и со стороны наших олигархов. Всему свое время, но этот интерес у национальной элиты уже очевидно начинает просыпаться.

Какие факторы сегодня определяют рост цен на современное искусство?

Это постоянная потребность в новых работах и новых авторах основных игроков мирового арт-рынка: коллекционеров с одной стороны и арт-дилеров и владельцев галерей – с другой. Коллекционеры современного искусства всегда находятся в поиске новых, интересных, пока еще не известных широкой публике художников. Многие из них, чтобы коллекция была «живой» и актуальной, постепенно начинают продавать часть картин, чтобы приобрести что-то другое, и очень заинтересованы раньше других найти будущих звезд.

В этом есть прямой финансовый интерес: прибыль может составить сотни миллионов. Известно немало случаев, когда коллекционер в течение нескольких лет приобретал работы современных художников, а цены на их произведения настолько возрастали, что, продав всего несколько картин, он полностью окупал всю стоимость коллекции.

Например, с 1980-го по 1990 год бурно поднимались цены на группу современных итальянских художников, стоимость их произведений выросла от нескольких тысяч до $5 млн. за картину.

Примерно с середины 90-х начался бум на современное китайское искусство, с 2002 года и по сегодняшний день наблюдается фантастический скачок цен на современное индийское: там просто нет картин хороших художников по ценам ниже $100 тыс., а около 10 мастеров регулярно продают работы на крупнейших мировых аукционах по ценам от $1 млн.

То есть сегодня выгодно инвестировать именно в актуальных украинских авторов?

Анализ тенденций мирового, российского и украинского арт-рынков свидетельствует о том, что сейчас самое время инвестировать в современное украинское искусство: наметился устойчивый и долговременный рост рынка, стоимость произведений актуального украинского искусства пока еще «смешная», а значит, есть возможность в мастерских художников выбрать лучшие, действительно «музейные» картины.

На арт-рынок Украины готовятся войти нескольких крупных международных и украинских инвесторов и коллекционеров искусства. Они планируют сформировать большие системные коллекции. Поэтому можно опоздать: повышение цен на картины отдельных современных художников будет не плавным и постепенным, а очень быстрым.

Еще одним аргументом в пользу инвестиции именно в современное искусство является тот факт, что его, в отличие от антиквариата, коллекционер гарантированно покупает по первой и самой выгодной цене. Купив работу у современного автора, можно быть уверенным в том, что не приобрел подделку. Ведь не секрет, что произведения художников классического искусства, авангарда 20–30 годов и социалистического реализма 50–70 годов подделывают очень часто.

По миру разошлось уже в пять раз больше картин Айвазовского, чем он написал при жизни. А художника Глущенко, например, подделывают целые артели.

Одним из важных факторов, определяющих инвестиционную привлекательность современного искусства Украины для украинских коллекционеров, становиться постепенное уменьшение интересных предложений для инвестиций в других сферах. Например, мы знаем о резком снижении доходности на рынке недвижимости, где цены уже часто превышают среднеевропейские показатели.

А в мире – представьте себе! – сейчас происходит самый значительный за последние 25 лет общий рост арт-рынка, а значит, усиливается потребность в открытии новых художников: именно новые имена позволяют в этом бизнесе получать наибольшие прибыли.

Конечно, сегодня практически всем известно, что художники Кандинский, Шагал и Малевич – одни из самых дорогих в мире. Рост цен на их произведения начался еще при их жизни, а пиковых показателей достиг в среднем уже через 50–70 лет. Общей мировой тенденцией современности является то, что время признания художника значительно сократилось.

Но как потенциальному инвестору отличить, во что вкладывать деньги в надежде на прибыль, а во что – нет?

Естественно, скачок цен возможен только если мы говорим о хорошем, настоящем современном искусстве, а не о том безвкусном и вульгарном фигуративном китче, который все еще подсовывают под видом искусства нашим нуворишам. Качество искусства подтверждается только серьезными арт-критиками, кураторами музеев, экспертами признанных аукционных домов.

Такие «китчевые» художники постоянно крутятся вокруг нуворишей где-то в Верховной Раде или на ресторанных презентациях, за счет этого продают им втридорога свои «мировые шедевры» (при этом о них нет текстов, написанных авторитетными искусствоведами, их «шедевры» почему-то не отобрали на мировые аукционы), а это, извините, «лохотрон», не имеющий с искусством ничего общего. Коллекционерам обязательно нужно анализировать – с кем из других известных художников выставляется тот или иной автор, признают ли его коллеги и профессиональные арт-критики. В этом вопросе главное – не попасться в сети назойливой саморекламы профессиональных тусовщиков и пиарщиков.

Коллекционерам-инвесторам нужны профессиональные консультанты? Как в принципе составить оптимальную коллекцию современного искусства?

Для начинающего, но серьезного коллекционера с большими планами, с желанием разобраться в искусстве, научиться его понимать и чувствовать самое главное – это найти хорошего консультанта. Это ни в коем случае не может быть просто владелец какой-то галереи или штатный галерейный искусствовед-зазывала. Покупка в галерее – для случайных и бессистемных нуворишей, которые не хотят вникать, разбираться в живописи. Ведь работник или владелец галереи, особенно в нашей стране – всего лишь торговец, который всегда будет заинтересован в навязывании вам именно тех художников, которых представляет его заведение. Не говоря уже о том, что цена там всегда на 50–70% выше реальной.

К сожалению, галереи, которые работают у нас, не выдерживают никакой профессиональной критики – реально они ничего не делают для искусства, не вкладывают в художников деньги. А так поступают везде в мире: снимают им мастерские, создают условия для работы, обеспечивают гарантированное достойное финансовое содержание, печатают каталоги, вывозят на престижные арт-форумы за границу и потом только начинают получать доход. Но тогда и прибыли значительны. У нас же наши горе-галеристы хотят, не вложив ничего, просто перепродавать картины художников, но в несколько раз дороже. У них, правда, и это не получается. Остается только надеяться на тех нескольких серьезных коллекционеров, которые планируют в ближайшее время открыть в Киеве галереи и готовы вкладывать в наше искусство большие суммы.

Консультант должен быть независим и объективен. Но самое главное – это должен быть широко образованный человек, интеллектуал, который хорошо знает мировое искусство.

Как правильно сформировать «инвестиционную» коллекцию?

Оптимальная коллекция современного искусства, как и любая инвестиция, предполагает диверсифицированную структуру.

Приобретается несколько картин у наиболее перспективных художников, параллельно производится выгодное целевое инвестирование в одного-двух «любимых» мастеров. У них делается большая оптовая закупка по эксклюзивным ценам, что уже выгодно само по себе: так покупатель сразу получает значительную скидку – от 25 до 50% от реальной стоимости на рынке. Приобретая большой пакет картин одного художника, коллекционер тем самым дает ему возможность поднять и «держать» цены в несколько раз выше прежних, то есть целевое инвестирование повышает цены на рынке сразу.

Как показывает мировая практика, подобное целевое инвестирование обязательно приносит свои финансовые плоды. Например, подобная схема была опробована в США в 50-х годах, когда несколько художников-абстракционистов – Джексон Поллок, Марк Ротко, Виллем де Кунинг и другие – были взяты на полное содержание инвестиционным фондом почти на 10 лет. Они занимались только творчеством, отдавая каждый год определенное количество картин в фонд. Уже в 70–80 годы цены на их произведения взлетели до нескольких десятков миллионов долларов за одну картину.

Источник: Марина Щербакова, специально для «Левого берега»