Дела принимают крутой оборот уже в Мексике, где два персонажа с удовольствием принимают участие в любимой забаве всех трусов, закомплексованных негодяев, мерзавцев и подлецов: избивают скованного человека. Из обрывков фраз на скверном испанском становится понятно: пленнику осталось совсем немного. Его пристрелят.
Хотя нет, у бестолкового американца, сунувшего нос не в свои дела, даже пистолет без бойка. Не беда – выход есть, например – скормить псам. Смотреть на такое не особо интересно – можно и аппетит испортить, пусть собачки сами поразвлекаются.
Ну действительно, откуда было знать латиносам, что американский «Рейнджер», полковник Джон «Ганнибал» Смит совсем не просто так разрешил себя захватить? Да и боек от своего пистолета не терял, разумеется?
Тем временем боссу любителей поиздеваться над беззащитными тоже не чуждо ничего человеческое: застукав свою жену в компании смазливого парня, он рассердился. Когда выяснилось, что негодяй – еще и принадлежит к армейской разведке с весьма недвусмысленным приказом выкрасть и доставить на Большую Землю его самого – осатанел. И, что бы примерно наказать капитана Темлтона «Красавчика» Пека вообще и преподать серьезный урок остальным, босс просто решил его сжечь, а потом повесить. Ну или сначала повесить, а потом сжечь – это уж как получится. Желательно, что бы огонь было видно даже марсианам.
Но на пути праведного гнева встает уже упомянутый выше Ганнибал Смит и его невольный попутчик, служивший ранее в той же части, что и сам полковник – внушительный негр с ирокезом, специалист по механике и тяжелому вооружению, Б.А.Бараккус.
Вдвоем они наводят изрядного шороху на районе, спасают Красавчика и по случаю вытягивают из дурдома специалиста по всему, что летает – «Воющего Психа» Мэрдока.
Так полковник Смит, сам того не осознавая, собрал под своей командой тех трех людей, о которых через восемь лет заговорят как о лучших бойцах специального назначения среди четырех родов войск.
Во время нападения на Ирак армейцы в лице Смита, его командования и простых ребят с большим недоверием относятся к наемникам из частной охранной фирмы «Блэкфорест». Методы, которыми те наводят порядок и демократию – сомнительны, результаты вызывают большие вопросы. Бандиты с пушками – вот их настоящее обозначение.
На Смита и его парней выходит ЦРУ с предложением не дать вывезти из страны один миллиард долларов наличными и матрицы для печати настоящих «зелененьких», в седые семидесятые подаренных шейху Ирана.
Параллельно в деле заявляется и конкурирующая организация в лице бывшей возлюбленной Красавчика (Джессика Биел), подключается «Блэкфорест»: словом, кто первый – тому и деньги, и слава.
Правда, случился небольшой фальстарт: генерал Моррисон, командир Ганнибала, прямым текстом запретил участвовать в ЦРУшных авантюрах. Потом, правда, оттаял – но документально свой приказ о проведении операции специального назначения не зафиксировал.
Что в будущем привело к серьезным проблемам.
* * *
Голливуд в очередной раз для летнего блокбастера черпает идеи в прошлом. В этот раз в качестве исходного материала был выбран популярный в восьмидесятых сериал «Команда А» о четверке героев, «которые были преданы суду за преступление, которого не совершали». Не смирившись с таким раскладом, бойцы подались в наемники, восстанавливая справедливость на глобусе за чужие деньги и пробуя обелить собственные имена.
Само шоу протянуло достаточно долго, пять сезонов, было переведено на много языков и было возведено в ранг «культового» за почти мультяшное насилие, здоровый юмор и запоминающуюся заглавную тему.
Идея о постановке «полного метра» о похождениях оболганных вояк витала в воздухе еще с конца девяностых, но по разным причинам откладывалась. Сценарий переписывался не один раз, шлифовался и полировался, место и время уже передвинули к более адекватным современным реалиям иракским событиям, не хватало одного – собственно, исполнителей главных ролей.
Впрочем, проблема решилась почти сама собой: после «Заложницы» и «Призрачной угрозы» серьезного драматического актера Лайама Нисона («Список Шиндлера») начали рассматривать и как настоящую звезду жанра «экшн».
И в самом деле: Уиллис, Шварценеггер и Сталонне потихоньку уходят, а одного Джейсона Стэтэма на всех не хватит. Вин Дизель больше на машинках катается, чем размахивает серьезным оружием. Ван Дамм и Дольф Лундгрен со Стивеном Сигалом давно снимают фильмы категории «Цэ» или даже «Дэ», а молодежь засматривается то на очкарика с волшебной палочкой, то на вампиров с оборотнями, которые никак не могут разобраться: выпить кровь или съесть одну молодую девицу.
Нехватка серьезных парней на экране ощущается достаточно остро. Но есть еще порох в пороховницах и ягоды в ягодицах! Известный американский боец смешанного стиля Квинси (он же Квентин) Джонс харизматично и удачно вписался в роль Бараккуса, комедийная роль бабника-разведчика «Красавчика» весьма подошла звезде «Похмелья в Вегасе» Бредли Куперу, а Шарлто Копли («Девятый район) достоверно изобразил психа-пилота Мердока.
От канвы сериала далеко не отходили: сначала парни знакомятся между собой, потом их подставляют, сажают в тюрьму, из которой они сбегают и начинают крестовых поход за справедливостью. На этом, собственно, весь сюжет и заканчивается.
Сразу вспоминается «Коммандо» со Шварценеггером: у доброго дяди плохие парни отобрали дочку, что бы заставить сделать нехорошее. Добрый дядя, увидев такие фокусы, стал злым и примерно наказал плохих. Салли, как известно, обманули, а Беннет выпустил пар.
Так что сюжет тут не главное, а главное – как это все снято и поставлено. Режиссер Джо Карнахан правильно рассудил: экшн, экшн и еще раз экшн. Расслабляться зрителю давать нельзя, что бы внимательные люди не начали выискать нелепицы и несуразицы, коих там валом.
Потому в ход идут и танки на парашютах, и бои на вертолетах, и вертикальный слайдинг по небоскребу (по недоброй голливудской традиции показанные в трейлерах), Красавчик влюбляет в себя всех женщин в окрестностях, Бараккус боится летать с Мердоком, который временами сыплет атомными шутками, а Ганнибал доволен, когда все идет согласно плану.
От этого фильма многого не ждали, потому и получили больше ожидаемого: действительно, легкий в восприятии и не напрягающий летний блокбастер, в котором все бабахает, жужжит, взрывается, одна погоня сменяется другой и все остальное в подобном духе.
За тонкостями сюжета лучше не следить, так как сразу возникают вопросы из серии «неужели в заграничных паспортах нет фотографий» и очень, очень много подобных. Лучше не утруждаться и не портить себе удовольствие и заценить шутку про суахили, если вспомнить, что исполнитель роли Мердока – родом именно из Африки.
Насилие, как и в оригинальном сериале, показано карикатурным, у героев все получается сразу и с первого раза, без тренировок.
Нет попыток пофилософствовать, которой грешили «Трансформеры», нет убийственной серьезности, которой напичканы современные боевики. Есть именно приключенческая комедия с удачно подобранными актерами, вменяемой режиссурой и хорошими спецэффектами.
Отличными, к сожалению, эффекты назвать нельзя: как и во втором «Блейде» четко видно, где использовалась сгенерированная анимация, что несколько портило впечатление. Могли бы сделать и лучше.
"Химия" между главными героями весьма присутствует, отсылки к сериалу (вспомните татуировки на костяшках Бараккуса и «знаковые цитаты») – на месте. А если напрячься немножко и «копнуть» чуть-чуть поглубже, так и весьма жесткая сатира и издевательство над иракской военной кампанией проскакиевает.
«Блэкфорест» -- это прямая отсылка к печально известной частной фирме «Блэкуотер», которую правительство США подрядило для выполнения полицейских и более гнусных функций в побежденной стране. Действия «частников» служили неоднократным поводом для скандалов в прессе и Сенате, а тут вон, докатилось и до кино.
ЦРУ, любящее «загребать жар чужими руками», военный трибунал, отправляющий в тюрьму бойцов, проведших 80 успешных специальных операций, беспилотники, уничтожающие подозрительный транспортный самолет – как ни странно, это все тоже есть, если захотеть увидеть.
Потому на фильм можно идти смело, под пиво он вполне пойдет, отыграно хорошо и денег не жаль. А если еще и дать себе труд всмотреться в детали и увидеть проскакивающий подтекст – так фильм и вообще стает откровенно хорошим.