
Всех волнует, как быть с гривной, но нам не совсем понятна ситуация с вашей валютой. Литовцы отказались от монетарной политики в 1999 году, это был выбор всех балтийских стран: с того времени мы больше не могли играть с курсами, чтобы усилить позиции страны на внешних рынках и сбалансировать бюджет, но тем не менее прибегали к внутренним мерам по экономии ревальвации: урезали социальные выплаты, зарплаты в государственном секторе.
Моя зарплата упала на 40%. Это помогло вернуть конкурентоспособность бизнеса: в результате сложных переговоров с профсоюзами цена на рабочую силу снизилась на 20%, и наш экспорт стал более конкурентоспособным.
Мы также боялись открытых рынков и свободной торговли после вступления в ЕС. Но, наоборот, мы только выиграли от членства в ЕС. Наша экономика модернизировалась, экспорт в ЕС вырос. Пострадали в основном те, кто был ориентирован на российский рынок и не смог модернизировать производство по европейским стандартам. Примечательно то, что наибольшие опасения были у аграрных компаний, но по факту это сектор получил наибольшие выгоды от открытия рынков ЕС и европейских дотаций.
Для того, чтобы делать реформы, необходим стимул. Для нас таким стимулом стали перспективы евроинтеграции, формальное признание готовности ЕС к интеграции. Литовцы - это такие себе итальянцы севера: наши политики мечутся то вправо, то влево, но перспектива членства в ЕС стала для нас своеобразным якорем, ориентиром, который помог сконцентрироваться и двигаться в правильном направлении.
Для реформ необходимо наличие трех факторов: хороший кризис, хорошая команда и ясные политические приоритеты. У вас есть глубокий кризис, есть хорошая команда молодых политиков с хорошим образованием, но вам не хватает политического опыта.
Важно иметь ясные приоритеты: это помогает как во внутренних, так и во внешних коммуникациях. Правительство должно назвать цели, объяснить, как их достичь, и четко следовать плану.
Я вижу 5 приоритетных направлений для работы украинского правительства:
- Либерализировать энергетические рынки. Это частично решит проблему дефицита госфинансов, который в Украине составляет 12-13%, поскольку 6-7% ВВП вы тратите на субсидирование цен на энергоносители.
- Реформировать госпредприятия. Литва приступила к этой важной реформе в 2010 году. Обеспечьте прозрачность бюджетов: необходимо публиковать экономические показатели госпредприятий (прибыль, рентабельность и др.), отказаться от практики “телефонного управления” - Кабмин не должен руководить предприятиями, они должны быть независимыми. Если в 2010 году рентабельность госпредприятий у нас составляла 0,2%, то сегодня - 3%.
- Реформировать госзакупки: обеспечить прозрачность, искоренить коррупцию.
- Провести антикоррупционную реформу. Создание антикоррупционного бюро - хорошо, но самый важный момент - необходимо разделить политику и бизнес. Сейчас в Литве партии финансируют из госбюджета, а также (ограниченно) за счет средств физлиц.
- Создавать благоприятные условия для ведения бизнеса. В Литве мы не знали, как приступить к этой реформе и с самого начала пошли неверным путем: нам казалось, что нужно просто упразднить некоторые регулирующие ведомства. Например, если есть налоговая и лодочная инспекция, то стоит слить их в один орган. Но эта стратегия не сработала, это напрасный труд. Через два года мы просто обратились к индикаторам Doing Business - это готовый план улучшений. Если рейтинг страны не улучшился - ваши изменения не были эффективны. 90% бизнеса имеет дело всего с 10-12 инстанциями. Наша налоговая превратилась из “карателей” в самые дружественные для бизнеса госучреждения согласно опросам предпринимателей: налоговики начали признавать некриминальные ошибки (предлагают их исправить), больше времени уделять консультациям. Мы начали требовать от других институций также менять подход, ориентируясь на налоговиков.

Во время кризиса мы работали над привлечением иностранных инвесторов. Сначала мы думали, что настолько хороши, что это они должны бежать к нам, но постепенно пришло представление о том, как с ними нужно работать. Мы должны “охотиться на инвестора”: посещать выставки и презентовать себя. Главным козырем стало наличие молодой квалифицированной и сравнительно недорогой рабочей силы. Благодаря этому преимуществу в Литве создано 20 тыс. новых рабочих мест в IT-сфере.
Европа должна дать четкий политический сигнал евроинтеграционных перспектив для Украины, Молдовы и Грузии. Это станет ориентиром для реформ, иначе страны могут погрязнуть в политическом хаосе.
В Европе не любят тех, кто постоянно плачет. Если у вас все плохо, вам пришлют “Красный крест”. Больше говорите о вашем намерении реанимировать страну. Обозначьте ясные приоритеты.
Покажите, что вы уже сделали, продемонстрируйте первые “быстрые” результаты. Я бы ездил по европейским столицам и рассказывал о том, что вы делаете, о больших реформах. Реформирование полиции Згуладзе, реформа госпредприятий Абромавичуса, поднятие тарифов на энергию - это то, о чем можно рассказать уже сегодня, и что поможет вернуть доверие международного сообщества к Украине.