Практически 20 лет – с начала 90-х – я работал со страховыми компаниями в Украине и в Восточной Европе. Я собственными глазами видел, как формировался и развивался страховой рынок в Украине, России и других постсоветских государствах.
В декабре 2015 года – почти 3 года назад – я написал блог "Зачистка рынка страхования. К чему готовиться?" В тексте подробно описано, почему нельзя передавать НБУ функции регулирования страхового рынка. Тогда этот вопрос активно обсуждался, потом было долгое затишье. Я уже было подумал, что этой пагубной идеи решили отказаться, но НБУ снова начал ее лоббировать.
Намерения, как всегда, благие – якобы защита интересов потребителей услуг. Но этими намерениями выслана дорога ко второму кругу уничтожения национального капитала.
Начну с того, что я стратегически не согласен с курсом НБУ.
Я считаю, что «очистка банковского рынка» нанесла экономике страны колоссальный вред, это было чистое зло. Фактически НБУ зачистил украинский банковский рынок от украинских же банков, отдав его на откуп международным (в том числе российским) и госбанкам, а теперь то же самое хотят сделать и с рынком страхования.
В случае, если НБУ удастся пролоббировать принятие закона о сплите, мелкие и средние украинские страховые компании будут вынуждены прекратить работу, и их место займут крупные международные страховщики.
Я знаю, что в украинских медиа часто наблюдается прямо таки экстаз по случаю прихода в страну крупных международных операторов, будь то кофе, футболки или мебель для кухни. И я никогда не понимал причин такого восторга: почему вам нравится быть наемными сотрудниками в чужих корпорациях, а на свои системные компании вы смотрите с презрением?
Первым вариантом ответа на этот вопрос является «комплекс меншовартості» - тот самый, который заставляет вас верить, что министр финансов любой страны бывшего соцлагеря справится с задачами в лучше, чем толковый спец из Украины.
Второй вариант – это коммунистическое мышление. Отобрать, поделить, распродать.
Атака на страховщиков создаст турбулентность на страховом рынке, ужесточение требований приведет к череде банкротств и снова будут потеряны миллионы и миллиарды гривен. Пострадают в первую очередь рядовые клиенты. Дело в том, что государство гарантирует депозиты физлиц в сумме до 200 тысяч гривен – а на страховом рынке никаких гарантий нет, кроме выплат по ОСАГО. Банкротство или отзыв лицензии страховой компании – это потеря всех премий.
И допускать этого нельзя.
Я не знаю, почему профессиональное сообщество не готово сопротивляться этому регуляторному концлагерю. Возможно, люди деморализованы тем, что на их глазах раскулачивали владельцев банков. Но ведь прошло уже больше 3 лет, и все видят, что политика НБУ привела только к тому, что в пропасть полетели миллиарды гривен национального капитала, которые могли бы работать в экономике. И в результате Украина не получила ни притока инвестиций, ни кредитов на развитие.
Ну и плюс политическая токсичность.
Нацбанк, чьей основной функцией должна быть монетарная, хочет стать мегарегулятором. Он сам разрабатывает нормы регулирования, сам следит за их выполнением, и, пользуясь статусом независимого государственного органа, является совершенно бесконтрольным.
Вместо того, чтобы системно реформировать отрасль и размежевать регулирующие функции и контролирующие между разными структурами, таким образом минимизировав коррупционные риски, парламент собирается консолидировать в одних руках колоссальный объем власти и полномочий.
Это самый что ни есть социализм. Если законопроект примут, Украина откатится лет на 20 назад в развитии страхового рынка. Но только 20 лет назад украинские страховые компании мечтали о том, чтобы стать №1, а теперь будут мечтать уйти как можно быстрее.