Тогда весь бизнес ждал, что правительство будет проводить реформы, - радикальные, возможно, болезненные, резкие. Тогда все украинское общество было готово потерпеть. Но прошло полтора года: никаких налоговых реформ, никакой реальной люстрации судей, ручное регулирование на валютном рынке. Естественно, с таким подходом инвестиционные ресурсы и дальше будут закрыты для Украины. Приватизация не проведена, на госпредприятиях продолжают строиться многомиллионные коррупционных схемы. Именно с приватизации начинались реформы в Польше, Чехии, Словакии и Венгрии. Опыт этих стран различен – есть позитивный, есть негативный, но он прошли этот путь и он привел их в Европу.
В украинском же парламенте голосов под закон о приватизации нет - как оказалось, Фирсов – куда бОльшая проблема для БПП, чем заблокированная приватизация.
«Каждый раз, когда меня спрашивают, что было важнейшей предпосылкой проведения словацких реформ и что является наиболее важным условием в любой стране в целом, я отвечаю одно и то же – политическое лидерство. Между количеством критически важных реформ и силой политического лидерства существует прямая зависимость», - писал Миклош в своей колонке в сентябре 2014 года.
Именно поэтому бухгалтер Наталия Яресько не может быть стратегом и политическим лидером. Именно поэтому я не верил в «техническое правительство». Как не может быть стратегом и Абромвичус, и любой другой иностранец. За ними нет и не будет политического ресурса, поддержки избирателей, достаточной коммуникационной базы. Технократ может быть только исполнителем, но никак, не при каких обстоятельствах не может быть лидером реформ.
Но лидера среди украинской власти так и не нашлось.
Заменить Яценюка на Гройсмана, а Гройсмана на Парубия?
Это изменит финансовые и коррупционные потоки. Но ничего не даст государству и нормальному бизнесу.
«Самое опасное – половинчатые реформы. Украина сама является ярким примером того, как опасны такие реформы. Именно поэтому вам необходимы комплексные и радикальные преобразования». Это слова того же Миклоша, сказанные в 2014 году.
Но теперь Миклош уже «кандидат на пост министра финансов Украины».
Словакия, которая начала проводить реформы еще в конце 90-х, сейчас намного опережает Украину по всем экономическим показателям. При этом не может не рассматривать украинский потенциал как потенциал серьезного конкурента. И если в ходе реформ словацкие власти буквально заводили некоторые промышленные отрасли в страну (например - автомобилестроение), то Украине уже является индустриальным государством с инфраструктурой и достаточным интеллектуальным потенциалом, единственной проблемой которого уже много лет является исключительно отсутствие политической воли и политического лидерства для проведения реформ.
Учитывая сложные экономические тенденции в ЕС и, например, тот факт, что средняя зарплата в той же Словакии в 10 раз выше, чем в Украине, Словакию можно рассматривать как прямого экономического конкурента Украины, который имеет существенные политические преимущества вроде членства в ЕС и стабильной власти. В Европе также идет борьба за инвестиции, финансовые ресурсы, новые рабочие места. Это мир с открытой конкуренцией – намного более жесткой, чем могут себе это представить полусоветские «хозяйственники» в Украине.
Проблема украинской власти в том, что никто не хочет принимать на себя политическую ответственность за реформы. Ни Президент, ни премьер. Именно для поддержания этой безответственности им нужны Яресько с Абромавичусом, Бальцерович, Миклош, Саакашвили и бесконечный политический кризис.
И поэтому парламент должен пойти на досрочные выборы.
И переизбираться до тех пор, пока там не появится политический лидер, который возьмет на себя ответственность за реформы.