Как известно, в субботу Сергея Леонидовича собирались выдвигать от ПР. Съезд переносился уже четыре раза, но все это время продолжалась подготовка к гонке и – что не менее важно – к партийному обновлению.
Однако, Тигипко, по старой комсомольской привычке, всех кинул.
Во вторник днем он украсил свой твиттер «луком» в стиле политического нарциссизма: на выходе из ЦИК. Совсем один. Не хватает, разве, взлетающего за плечами самолета.
Зная Сергея Леонидовича, его дальнейшие шаги просчитать просто.
Не исключено, ему хватит наглости явиться на съезд – требовать от коллег поддержать «ход конем». Благо, есть чем шантажировать – численность его депутатской группы во фракции существенно сократилась, но она по-прежнему немала.
Если наглости все ж не хватит – значительную часть избирательной кампании Сергей Леонидович построит на критике Виктора Януковича и членов его команды. Неудивительно: ведь они не могут сейчас ответить.
Будто он сам не имел к ним никакого отношения.
Насчет электоральных перспектив Сергея Тигипко обольщаться не стоит. На дворе не 2010-й – фотогеничностью избирателя уже не купить.
Тем более – призраками «покращення». Тигипко был во власти и имел все возможности реализовать то, что обычно обещают гражданам с предвыборных трибун. Не реализовал.
Человек неглупый, сам он это, конечно, прекрасно понимает.
Тогда в чем дело? Каков резон г-н.Тигипко, выдвижение которого от партии, «на входе» добавило б ему процентов этак с десять? Не так стыдно было бы проигрывать.
Все дело в том, что модус операнди Сергея Леонидовича не меняется. Формула "вовремя предать – не предать, а предвидеть" - это про него».
Точно так он поступил в 2004-м.
В 2010-м – вполне насытившись публичной составляющей кампании – перешел в лагерь Виктора Януковича. Партийцам «Сильной Украины», которые пытались как-то повозмущаться «добровольно-принудительному» поглощению ПР политсилы, в которую они вложили немало денег и сил, заявил прямо: «я вас тут не советоваться собрал, а перед фактом поставить».
В 2014-м Сергей Тигипко остается верен себе. Сперва – обещает всем, что «вот-вот приедет» на историческое заседание Рады 20-го февраля. Заседание это, как известно, сперва было просто собранием – две сотни отчаянных нардепов стянулись «под купол», надеясь преломить ситуацию. Но без 226-ти сделать это было невозможно. Присутствие даже половины «тигипковских» могло значительно ускорить прекращение кровопролития. Но самостоятельные решения, тем более – отчаянные, явно не конек Сергея Леонидовича. В парламент он так и не приехал, людей своих – не вывел. Хотя почти всем, кто был в Раде - звонил и обещал. В итоге, большинство собралось без него.
Сам он появился в парламенте спустя пару дней: когда волнения несколько успокоились, а новый расклад стал окончательно понятен.
– Вы будете выходить из ПР? – спросили журналисты.
– Нет, – сказал, сияя модельной улыбкой, – у нас есть группа и мы будем создавать группу внутри группы.
Смысл волшебной формулы «группа внутри группы» журналисты уточнять не стали. Бесполезно.
И вот – президентская.
"Я сегодня утром видел его на согласительном совете. Он ничего не сказал… У нас в партии сложилась такая ситуация, что мы были готовы поддержать Тигипко, почему он "стартанул" сейчас, этот вопрос надо задать ему", – удивленно прокомментировал в ВР Александр Ефремов.
Еще один лидер ПР, узнавший о решении Сергея Тигипко от представителей СМИ.
Стоит ли уточнять: во второй половине дня вторника мобильный телефон Сергея Тигипко (который он и без того нечасто берет, - С.К.) не отвечал вовсе?
Да, и что бы он сказал Ефремову, тем более – кому-нибудь из «ахметовских»? Что окончательно переметнулся на сторону их оппонентов (из числа «бывших», – С.К.)?
Дополнительное тому, кстати, подтверждение – синхронное выдвижение на пост номер один бизнесмена Вадима Рабиновича.
Который жил-не тужил, да вот так – с бухты-барахты – решил идти в президенты. Совсем, конечно, не для того, чтоб оттягивать электорат у Михаила Добкина. Которого сейчас – с большой вероятностью – регионалы выдвинут на съезде 29-го в Киеве.
К Добкину можно иметь миллион вопросов: душок сепаратизма, футболка «Беркут», неполиткорректные (мягко говоря, - С.К.) комментарии в твиттере… Однако он, в отличие от Тигипко, политической своей позиции не менял. Намерение баллотироваться сформулировал одним из первых.
– Даже если партия не выдвинет? – спрашивала пару недель тому.
– Даже если не выдвинет. Ну, не могу я по-другому. Есть люди, которые нам верили – не титушки, не какие-то «наймыты», обычные люди – и вот их сегодня прессуют, их нужно поддерживать, защищать. Я не питаю иллюзий. Особенно – после потери Крыма (иллюзий в смысле электоральных, – С.К.), но иначе просто не могу. Поддержит родная партия – отлично; нет – что ж, справлюсь как-то.
С этой его логикой можно не соглашаться, но ее нельзя не уважать.
Анна Герман предлагает радикальное: «пересидеть» эту кампанию вовсе. Попросту – не принимать участие. Так, чтобы не затмить себе последующие горизонты.
Что ж, вариант.
Однако, куда более разумной кажется простая и очевидная рекомендация для ПР: делать выводы из собственных ошибок.
Негоже, право, партии, объединившей, в свое время, «под крыло», самых богатых людей страны, ключевые ставки связывать с карьерным перебежчиком.