ГоловнаБлогиБлог Павла Клодницкого

Почему Таможенный Союз - это деревянный небоскреб и зачем Россия его строит

Основным внешнеполитическим проектом России на сегодня является построение и развитие Таможенного и призванного заменить его будущего Евразийского Союза. Этот геополитический проект является лакмусовой бумажкой и делом всей жизни Президента России Владимира Путина. При этом перспективы Таможенного союза как надгосударственного объединения являются весьма туманными. Владимира Путина часто обвиняют в том, что он строит новую империю - реинкарнирует Советский Союз. Он возможно и хотел бы, да вряд ли получится.

Фото: president.gov.ua

Советский союз был подлинной империей, огромным государством, построенным на крови, но при этой имевший ряд вещей, которыми имели полное право гордиться его граждане. Это и развитые технологии, чего стоит один полет в космос Гагарина, и мощная, пусть и не направленная на благо отдельного гражданина промышленность и, несмотря на наличие цензуры, великие творения культуры (кино, музыка, мультипликация и литература). Кроме этого у СССР была мощная марксистко-ленинская идеология, обширная теоретическая база.

Теперь посмотрим, что же есть у сегодняшней Путинской России – продвинутые технологии – нет, великие культурные произведения – нет, четкая идеология – нет. Нынешняя Россия называет себя энергетической империей, готовой обеспечить сырьем полмира. Однако же, от энергетической империи до сырьевого придатка совсем не много шагов. На сегодня более 60% доходов федерального бюджета России сырьевые, - «слезть» с нефтегазовой иглы будет ой как непросто.

По сути, ныне Россия просто покупает участие соседних стран в Таможенном Союзе. Возьмем, к примеру, Беларусь, служащую своеобразной Потемкинской деревней этого Объединения. Внешне чистенькая и опрятная, но при этом абсолютно зависимая и превратившаяся из объекта в субъект международных отношений. Сегодня Беларусь остается на плаву исключительно благодаря ежегодной финансовой подпитке из России. Это и крайне низкие цены на газ, и нефть для Беларуси и сбыт в Россию местной неликвидной продукции, которою невозможно продать ни на одном другом рынке мира.

Далее Казахстан, который получает экономические преференции от России и заинтересован в участии в Таможенном Союзе лишь до поры, до времени. Про стратегические интересы Казахстана говорит решение Президента этой страны Нурсултана Назарбаева перевести местный алфавит с кириллицы на латиницу, постепенное уменьшение присутствия русского языка в образовании, а также все большее смещение торгово-экономического баланса в сторону Китая.

По-сути единственным, что объединяет трех действующих членов Таможенного Союза является авторитаризм. В России один человек находится у власти уже практически четырнадчать лет, в Беларуси двадцать, в Казахстане же лидер не менялся со времени распада Советского Союза (фактически Назарбаев возглавил Казахстан еще до распада СССР).

Выше уже говорилось о том, что Советский Союз имел идеологию, которая до определенного времени служила сильным инструментом и позволяла существовать мощным коммунистическим партиям даже в странах западной Европы. Есть ли у современной России внятная идеология? Нет и еще раз нет, нынешняя Россия находится в длительном поиске собственной идеологической ниши, однако успехи на этом поприще сомнительны.

В 90-х годах Россия пыталась играть на концепции славянского братства, однако сегодня большинство славянских народов уже входят во «враждебный» Европейский Союз или стремятся в него войти. Что говорить, если даже «братушки» сербы смирились с потерей Косово и променяли дружбу с Россией на вступление в ЕС.

В последнее время появились попытки представить православие в качестве идеологической платформы для продвижения геополитических интересов России. Но, ведь даже сама Россия является мульти-конфессиональной страной, значительную часть населения которой составляют мусульмане. Ислам является доминирующей религией и в партнере России по Таможенному Союзу – Казахстане, население же Беларуси в большинстве своем не религиозно. Кроме того, о какой привлекательности российского варианта православия можно говорить, если его высшие иерархи и рядовые клирики постоянно попадают в различные скандалы, чего стоят одни исчезающие часы «Бреге» Патриарха Кирилла.

Еще одним вариантом построения современной государственной идеологии является попытка противопоставления России западному миру, опора на традиционные семейные ценности и в частности не принятие гомосексуальных браков. В этом случае Россия пытается себя показать этаким моральным столпом, по сравнению с аморальным, распущенным Западом. Такой идеологический посыл имел бы право на жизнь, если бы не одно «но» - на практике ситуация в России далека от «рисуемой картины».

В реальной, обыденной российской жизни существует полная безнаказанность чиновников, которые, к примеру, могут сбить человека выехав на встречную полосу движения и не получить за это никакого наказания, более того затребовав с родственников погибшего компенсацию за нанесенный ущерб своему автомобилю. В это же время телевидение через различные телешоу наподобие одиозного «Дома-2» и низкопробных сериалов способствует той самой безнравственности молодежи.

Взгляните на последние российские «шедевры» киноискусства - фильмы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем: Цитадель» и Федора Бондарчука «Сталинград». Посмотрев эти картины можно увидеть скорее не героическое прошлое – победу народов СССР в Великой Отечественной войне, а современную Россию с ее «квасным» патриотизмом и неоимперскими комплексами.

Нет, безусловно, в России есть выдающиеся кинематографисты, писатели и поэты, художники и мультипликаторы. Однако все они не на виду, на государственных же каналах в свете софитов греются упомянутые выше Михалков и Бондарчук, Малахов и Малышева, Ваенга и Стас Михайлов.

Что мы же видим в нынешней Путинской России?

Вместо объективного показа информации и правдивого описания преимуществ и недостатков действующей власти и ее политического курса – Геббельсовскую пропаганду из уст всех государственных СМИ.

Вместо проведения грамотной этнической политики – шараханья из стороны в сторону с поочередными заигрываниями с мигрантами и националистами.

Вместо развития демократии в «проблемных регионах» России их дотирование и прикормка местных князей, ведь фактически сегодня Россия платит дань той же Чечне.

И наконец, внешняя политика – тот самый Таможенно-Евразийский союз, любимое дитя Путина. Россия тратит огромные деньги на сохранение лояльности соседних стран. Недавно к дотационной Беларуси прибавилась Армения, которой необходимо заплатить за решение вступить в Таможенный Союз, а ведь есть еще Украина на поддержание прокремлевских сил, в которой уже безрезультатно вложены миллиарды долларов.

Фактически, Таможенный Союз это исключительно личный проект Владимира Владимировича Путина, его блажь. Вероятность того что этот проект быстро прекратит свое существование вместе с биологической или политической смертью нынешнего российского президента крайне высока.При этом, даже с очень сомнительным включением Украины в проект Таможенного Союза, это объединение не станет панацеей для народа России и народов соседних стран.

Таможенный Союз это деревянный небоскреб, построенный без надежного фундамента, на который с опаской смотрят соседи, сидящие пусть в двух-трех этажных, но прочных каменных домах. Сегодня Россия покупает лояльность соседей шальными деньгами, кого-то уже заманив в свой шаткий терем, а кого-то только пытаясь. Но рано или поздно небоскреб из дерева рухнет, завалив своих собственных жильцов и не успевших вовремя ретироваться соседей.

Деревянный небоскреб на самом деле был построен в начале двухтысячных годов в России, однако несколько лет назад он был разобран до того как завалился и разрушил соседние жилища, не смотря на отчаянные протесты его владельца и конструктора. Быть может и у российского народа хватит мудрости не строить шаткие замки, а построить для начала пусть невысокий, но крепкий и надежный дом?

Павел Клодницкий Павел Клодницкий , Украинский дипломат
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram