Несмотря на неутешительные для нас выводы, прогресс все же заметен. В том же отчете отмечено, что Украине все-таки удалось реализовать, в том числе с помощью Европейского союза, комплекс мероприятий по борьбе с коррупцией. Их результаты еще предстоит увидеть. Работы в этом направлении много. И она будет непростой. Система коррупционных связей и практик складывалась в Украине десятилетиями. Мы лишь в начале пути к очищению.
С уверенностью можно сказать: если 2015 год был годом формирования антикоррупционной инфраструктуры, то 2016-й можно с полным основанием считать годом старта реальной работы антикоррупционной системы.
Системе антикоррупционных органов быть.
В Украине функционально выстроена система антикоррупционных органов. Хотя в «пазле» еще не хватает несколько элементов (например, того же Специализированного антикоррупционного суда), но, в целом, система работает и уже начала приносить первые плоды. НАЗК, САП, НАБУ вполне работоспособные и продуктивные органы.
Буквально на днях глава НАБУ Артем Сытник обнародовал итоги работы своего ведомства за 11 месяцев 2016 года. Так, по состоянию на 1 декабря в производстве находятся 256 уголовных дел, по которым возмещено более 100 миллиона гривен. Удалось предотвратить разворовывание 583 миллиона гривен. Сумма предотвращенных убытков по тем делам, которые направлены в суд, – 82 миллиарда гривен!
Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции не менее продуктивно начало свою работу. Стоит вспомнить реализацию первого этапа э-декларирования. К сожалению, этому ведомству уделяется меньше внимания, чем тому же НАБУ. Хотя на него возложена более важная функция - именно оно создает институциональные механизмы предотвращения коррупции.
НАБУ и Антикоррупционная прокуратура имеют дело с последствиями: фактами коррупции, убытками и т.п. Но не в их полномочиях развитие системы превентивных механизмов (усовершенствование процедур, законодательного поля, создание антикоррупционной культуры). Сейчас в приоритете карательные меры, а не разъяснительная работа. Это, в принципе, отвечает сегодняшнему моменту, но системно не совсем верно и правильно.
Случаются конфликты между теми же профильными органами: прокуратурой и НАБУ, НАПК и НАБУ. Но все же, я оцениваю это исключительно как издержки роста. Конфликты не возникают лишь там, где ничего не делается. В споре рождается истина. Противоречия, уверен, станут толчком к совершенствованию системы.
Э-декларирование – свет в темной комнате, где совершались не менее темные дела.
Реализацию проекта э-декларирования по своему масштабу можно сравнить разве что с провозглашением акта о независимости. Был дан старт в жизнь одному из самых важных механизмов контроля общества над государственным аппаратом. Приоткрылась завеса над такой сакральной тайной как доходы лиц, которые живут на содержании государства.
Информация, имеющаяся в э-декларациях, должна стать не просто привлекательной картинкой, а стартом тотальной борьбы с коррупцией. По итогам декларирования назрела необходимость создания более действенного механизма проверки происхождения задекларированных средств.
Правоохранительные и антикоррупционные органы должны иметь возможность проверять все имущество на предмет легальности его приобретения. По итогу проверки инициировать уголовное, административное и т.п. производство.
Воспитывать, предотвращать, расследовать, штрафовать… Перспективы антикоррупционной системы в 2017 году.
В ближайшее время необходим принять закон о «Специализированном антикоррупционном суде». Без него, во многом, те дела, которые расследуются НАБУ и САП, рискуют так и остаться без реального приговора с вытекающими из этого наказаниями.
Предстоит провести второй этап э-декларирования. Им будут охвачены остальные лица, которые не были охвачены первой волной.
В будущем мы еще вернемся к вопросу о расширении перечня лиц, для которых такое декларирование будет обязательным. По моему глубокому убеждению, декларации должны заполнять абсолютно все граждане, которые живут за счет средств государственного и местных бюджетов (врачи, учителя, рядовые чиновники ведомств разного уровня). Потому что болезнью коррупции охвачен весь государственный организм, начиная с низового уровня.
Должны будем решить вопрос с эклектичностью системы антикоррупционных органов. Более плотно работать над созданием «единого антикоррупционного окна». Под этим не следует понимать, что я выступаю за подчинение системы какому-то одному органу или особе. Нет. Но единоначалие в этом вопросе должно быть.
Сегодня работают НАБУ, САП, НАПК, каждый из которых делает какую-то свою часть работы но, при этом, отсутствует эффективный единый антикоррупционный центр, который бы взял на себя всю полноту ответственности за борьбу с коррупцией в государстве. В этой части нам еще предстоит работа.
Нужно не бояться перенимать успешный опыт в борьбе со злом коррупции у других стран. Адаптировать и использовать. Добавить к этому больше политической воли и: воспитывать, предотвращать, расследовать, штрафовать, садить. Борьба с коррупцией – это ежедневный кропотливый труд. На этом пути не должно быть остановок и передышек.
Но самым большим вызовом для всей антикоррупционной системы, и в 2017 году, и во все последующие годы, будет задача привить обществу «антикоррупционную культуру». Чиновник, депутат, судья, государственный клерк, обычный гражданин должны знать, понимать, что коррупция – это зло, которое крадет будущее у страны, теперешних и будущих поколений украинцев. Что коррупция – это преступление, за которое в обязательном порядке придет наказание. Его невозможно избежать никому и ни при каких обстоятельствах. Такое понимание и будет настоящей победой над коррупцией!