Большой налоговый эксперимент

Непростое дело — стать сборщиком податей после того, как много лет был их плательщиком. Шанс не просто найти общий интерес бизнеса и государства, но и механизм реализации этого интереса.

Фото: dumskaya.net

Прежде всего, я воспринимаю налоги, как инвестиционный ресурс государства. В экономику, образование, социальную сферу. Точно так же, как воспринимает деньги любой предприниматель. И я хочу, чтобы каждый налогоплательщик в Украине чувствовал себя инвестором.

Взгляд на налоги, как на инвестиции, позволяет правильно подойти и к их реформе. Выбрать между пассивной системой налогообложения, предусматривающей снижение налогов, и активной, направленной на стимулирование инвестиционных затрат.

Первый вариант — это недополучение денег бюджетом. Покрывать дефицит из других источников, усиливать налоговое давление, например, на физлиц? Это отнюдь не способствует повышению качества жизни и усиливает социальную напряженность.

Исторические примеры — кризис 1929-1933 годов, Великая депрессия (политика Меллона), и действующий кризис 2008-2010 годов, результат политики Рейгана и Буша-младшего, когда усиливалось налоговое давление на “физиков”.

Но главное: простое снижение налогов не стимулирует реинвестировать сэкономленные деньги. Мировая практика показывает, что только 30% этих денег идут на инвестирование, остальные 70% — на личные нужды.

Как же государству стимулировать процесс? За счет “активной”, интенсивной налоговой политики. Которая освобождала бы от налогообложения инвестируемые деньги. В амортизацию, в технологии, в науку и образование, в инфраструктуру и инжиниринговые процессы.

Внедрение такой политики в США во времена президентства Билла Клинтона позволило получить четырехкратный рост инвестиций. Примером для нас также может служить Испания, где предприятиям позволено вычитать инновационные затраты из общих налоговых отчислений.

Активная налоговая политика будет способствовать интеграции Украины в глобальную экономику через большие национальные инвестиционные проекты, особенно в приоритетных отраслях. Что очень актуально, в частности, для Харьковского региона.

В этом плане и у Украины, и особенно у Харькова, есть очень большие возможности. Украина — “айтишная” страна, а Харьков — “айтишный”, “умный” город. Именно Харьков мог бы стать базой для эксперимента по внедрению инвестиционной составляющей налоговой политики.

Речь идет, например, о полном отчислении из налогооблагаемой прибыли всех затрат на науку и инновации с дополнительным бонусом до 20%. О том, чтобы предприятия имели право требовать возврата 10% затрат на промышленный инжиниринг производственных процессов, привлечение технологий через патенты, лицензии и ноу-хау, сертификацию продукции, проекты с инновационными центрами и университетами.

Но эти благие идеи сейчас разбиваются о самую большую преграду — неповоротливость украинской налоговой системы. Процедуры администрирования налогов настолько тяжелы и дорогостоящи, что это сравнимо со следующей ситуацией. Представьте себе, что в темной комнате вы потеряли пятак. И вот вы берете десятигривневую купюру, поджигаете ее и находите свой пятак. Оправдано? Нет, конечно.

Глобальные вызовы подчеркивают необходимость существенных изменений в налоговой политике, прежде всего ее упрощение. Повышению эффективности системы налогообложения, ее, подчеркиваю, активной роли отводится наибольшее значение в развитии регионального инвестиционного процесса, в котором должны принять участие не только субъекты хозяйствования, но и физлица, изменившие свое отношение к налогам.

Необходимо принципиально менять и порядок принятия на ключевые должности. Иначе очищение власти и необходимость люстрации так и останутся розовыми мечтами Майдана. Невозможно сейчас найти достаточное количество людей, отвечающих принципам трех «П» - профессионализм, патриотизм, порядочность и одновременно отвечающим требованиям закона о приеме на госслужбу, где требуется минимальный стаж. Все понимают, что у предыдущей власти просто не было такой задачи - брать патриотичных, порядочных профессионалов на ключевые посты. Так что, иногда, крики о том, что на местах чиновников, оставшихся от старой системы не на кого менять — соответствуют действительности.

Как это сделать? Об этом — в следующих публикациях.

Михаил Гагаркин Михаил Гагаркин , Юрист, общественный деятель
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram