Оставив в стороне причины, по которым курс на евроинтеграцию внезапно изменился в ноябре прошлого года, и то, за что стоял Евромайдан, и не обращая внимания на сложную ситуацию в стране, мы сейчас наблюдаем упорное возвращение Украины к своим евромечтам.
Что, в принципе, всячески приветствуется самим ЕС, это с одной стороны. С другой стороны, несмотря на “вроде как” перезагрузку власти, ее европейские устремления, ее обещания быть ближе к народу и создавать “европейский рай в Украине”, меня не покидает ощущение продолжающихся танцев на любимых граблях. Маленькая зарисовка на примере многострадального антидискриминационного законодательства - одного законопроекта из “визового пакета”.
После подписания политической части Соглашения об Ассоциации с ЕС, главным пряником как для народа, так и для чиновников, политиков, остается переход на вторую фазу плана по либерализации визового режима (ПЛВР). Несмотря на достаточный срок для выполнения первой фазы, ни предыдущая власть, ни теперешняя никак не могу справиться со всеми требованиями собственноручно подписанного документа.
Еще в конце марта, догоняя упущенный в ноябре поезд, Министерство юстиции разработало (или переписало) необходимые законопроекты. Как обычно в спешке, как обычно, особо не вникая в комментарии экспертов ЕС и местных правозащитных организаций.
Так жертвой гонки за победой, стали поправки к уже существующему антидискриминационному закону. Поправки, которые в виде законопроекта № 2342 не смогла проголосовать ВР в прошлом году, ибо там (караул и ужас) предусматривалась защита от дискриминации по признаку “сексуальная ориентация” … аж в Трудовом кодексе. Ни депутатов, ни различных протестующих против равной защиты всех групп от дискриминации, ни в коей мере не смущает, что в Европе, куда они все так стремятся, защита таки должна быть равной, не взирая на личные страхи и предпочтения.
В этот раз Минюст изначально потерял сексуальную ориентацию при разработке законопроекта № 4581, чтобы депутаты не волновались и быстрее проголосовали. Якобы Еврокомиссия на это согласилась. Вот только перечитав все официальные заявления еврочиновников, я так и не нашла соответствующей цитаты. Но о разнице интерпретаций и языковых трудностях чуть позже. В законопроекте № 4581 депутатов начали смущать другие вещи: от сложности в понимании определений, до того, как вообще лица, наделенные законодательной инициативой, понимают нормы права.
Вот меня, например, очень смущает, когда депутат (пишущий законы, по которым жить мне и мои родным и близким) путает нормы и принципы уголовного и гражданского права. Так некоторые депутаты испугались нормы о перенесении бремени доказывания в гражданском процессе и стали доказывать, что это нарушает презумпцию невинности, которая существует в рамках уголовного процесса. Но это, наверное, мелочи, к которым придираются исключительно зануды з правозащитных организаций.
Не вдаваясь во все подробности процесса прохождения законопроекта, меня не то чтобы смутили, а скорее возмутили несколько вещей, которые очень ярко свидетельствуют о так и не наступившей перезагрузке власти и том, как манипулируют общественным мнением.
Законопроект № 4581 выставили на второе голосование 13 мая 2014 года (как и еще три важных законопроекта из “европакета”). Накануне, 12 мая 2014 года на сайте Верховной Рады появляется вывод комитета по правам человека, датированный 13 мая 2014 года. Вот только загружаемый файл содержит вывод Комитета от 8 апреля 2014 года. В день голосования у депутатов нет текста законопроекта с правками, они заслушивают их с голоса. Впрочем, правки мало кого из депутатов волнуют, их успокаивает тот факт, что в законопроекте “не содержится термин сексуальная ориентация” (цитата главы Комитета).
Первая попытка проголосовать не удается, в.о. Президента ставит законопроект повторно сопровождая это фразой: "Мені зараз телефонують з Брюсселю ... зараз дуже важливо проголосувати весь пакет законопроектів, необхідний для візової лібералізації" ... Врочем, в.о. Президента вообще в тот день открыл заседание парламента обещанием, что визовая либерализация наступит к концу года, если дорогие депутаты сделают над собой усилие и проголосуют необходимые законопроекты.
Ну да, украинская делегация как раз в этот день обсуждает “успехи Украины” в выполнении требований первой фазы ПЛВР. И в этот же день ВР и депутаты впрыгивают в последний поезд и быстро голосуют. Даже партия “Свобода” перестает быть “послидовной” и поддерживает законопроект № 4581, без защиты по признаку сексуальная ориентация, партия “Свобода” пока идти в Европу готова, вот только вопрос, что они будут делать дальше, когда нужно будет гармонизировать украинское законодательство с директивами ЕС и таки защищать всех одинаково, даже геев?! Или так далеко вперед никто не забегает?
Во всей этой истории кроме прочего, интересен финал, сегодня министр юстиции заявляет: "Украина выполнила все юридические требования по гармонизации отечественного законодательства с нормами ЕС и готова перейти ко второму этапу либерализации визового режима со странами Евросоюза. Фактически мы вышли на финишную прямую в вопросе безвизового режима с ЕС и есть все шансы решить этот вопрос до конца года"
Тогда как по итогам встречи украинской делегации и ЕС в Брюсселе 13 мая 2014 года, официальное заявление гласит: “Европейская Комиссия приветствует тот факт, что Верховная Рада приняла сегодня 4 важных закона, ровна как и другие законодательные усилия, предпринятые для выполнения первой фазы ПЛВР. Комиссия выражает свою поддержку усилиям Украины на пути к достижения либерализации визового режима как можно быстрее.”
Только я зануда и не вижу тут никаких обязательств ни перевести нас на вторую фазу, ни тем более, гарантировать “безвизовое счастье в 2015 году”? Мне очень хочется, чтобы Украина и дальше двигалась в Европу, вот только для меня важна невозможность безвизовых поездок сама по себе, а возможное приближение Украины к соответствию европейским ценностям и правовым нормам.
Когда выбранные мною депутаты, прежде чем голосовать важный законопроект, его хотя бы читают. Когда те же депутаты знают разницу между уголовным и гражданским процессом (или хотя бы не признаются в своем невежестве вслух). Когда права человека — это не инструмент торга, и они одинаковые для всех. Когда … Этих «когда» очень много, главное, чтобы мы пусть и очень медленно, но двигались к ним навстречу. И да, текст уже почти закона, так и не появился на сайте ВР и мне все еще любопытно, а как защитили меня от дискриминации вчера наши дорогие депутаты.