ГлавнаяБлогиБлог Ирины Федорович

Как из букв «Ж» «О» «П» и «А» сложить слово «счастье» - общение с налоговой на протяжении трех дней …

Я ФОП и ежеквартально плачу налоги. Еще я работаю в НПО, и моя организация тоже отчитывается в налоговую и пенсионный фонд. Все эти бумажки нужно подавать вовремя, за чем следит наш бухгалтер и просто совесть. Даже события конца прошлого года и начала этого не сподвигли меня перестать платить налоги и подавать отчетность. Хотя, признаюсь, принятие законов от 16 января и грозящий моей организации статус «иностранного агента» несколько остудил наш пыл, и мы было задумались о том, а стоит ли отдавать государству просто так 15% от тех денег, которые мы получаем на предоставление помощи в рамках наших проектов от международных доноров.

Но речь не об «иностранных агентах» и не о том, имеет ли право государство ограничивать деятельность общественных организаций и снимать с них «дань», лишая статуса неприбыльности. В виду приближающегося конца срока подачи налоговой отчетности за 2013 год, я села заполнять личные налоговые декларации. В прошлом году, то ли в рамках все обещанного «покращення», то ли правда желая улучшить жизнь налогоплательщиков и упростить работу сотрудников налоговой, была введена так называемая электронная отчетность. Тут важно помнить, что налогоплательщикам предоставлялся выбор – подавать отчетность в электронном виде, по почте или лично в отделение налоговой в бумажном виде. Но некоторые отделения налоговой решили «перевыполнить план», так в моем отделении уже в августе категорически отказались принимать отчетность в бумажном виде или по почте.

Радуясь такому прогрессу и «покращенню», я получила ключ и попыталась зарегистрироваться в специальной программе. На сегодня существует несколько видов специальных программных продуктов для подачи налоговых отчетов. Они бесплатные и частично платные. Два дня у меня ушло в этом месяце чтобы «победить систему». Раньше я работала с продуктом предоставляемым фирмой ifin. Это условно бесплатный продукт, который без оплаты просто не дает подключить ключ. То есть отчет сделать можно, а вот уже оправить – никак. Но вопрос оплаты не самый сложный. Заплатив 100 грн., пользователь сталкивается со следующей проблемой – приложение не поддерживает обновлений на компьютере, каждый раз при работе с программой приходится вручную заново устанавливать все обновления и скачивать Java. Однако, из плюсов - это онлайн продукт, и он работает с браузером Google.

Первый день сервис ifin просто зависал и не откликался на заманчивое предложение «отослать отчет», служба поддержки по телефону приятным женским голосом сообщала мне, что: «ваш звонок может быть записан оператором в целях улучшения сервиса», однако соединять с оператором отказывалась. На второй день прослушав чудесную песню «бухгалтер, милый мой бухгалтер» в течении 15 минут, я таки добилась соединения с оператором, чтобы услышать о том, что на сайте идут работы по обновлению документов, но «все должно работать». Следующим предложением было установить все тот же Java (который, конечно же на моей компьютере стоит). Большего вытрясти из этой службы мне не удалось. Следующим шагом было попытаться установить на компьютер другую программу и попытаться отправить отчет в ней. Скачав программу «ОПЗ» и заполнив отчеты, я выяснила, что подписать их могу только установив дополнительную программу – «ДПС защита отчетности». Вот только на сайте Аккредитованного центра сертификации ключей, висит сообщение для пользователей о том, что данная программа уже не работает, так как у нее закончился период эксплуатации.

Правда, там же висела милейшая фраза с извинениями и предложениями использовать другой программный продукт. На эти действия я потратила еще пару часов. УВАГА! У зв'язку із закінченням технічної підтримки та переходом АЦСК ІДД Міндоходів на нові формати криптографічних повідомлень, ПЗ «ДПС захист звітності» не використовується для укладення договорів «Про визнання електронних документів» та підписання електронної звітності. Просимо використовувати інше програмне забезпечення. Вибачте за незручності.

Третьей попыткой было установить программу m.e.doc и отослать отчеты через нее. Тут уже мне надоело страдать в одиночку, и я подключила к работе коллегу, попросив о помощи. Если бы не помощь коллеги, не знаю сколько времени бы у меня заняло разобраться с программой и отослать необходимых целых два отчета. Мне стало интересно, только ли у меня возникают трудности в работе с программными продуктами для подачи налоговой отчетности, и я устроила мини-опрос среди знакомых бухгалтеров, компьютерных специалистов и просто пользователей системы.

Опуская все нецензурные выражения, в сухом остатке мнения таковы: Бухгалтеры – работа однозначно стала сложнее, программные продукты не содержат дружелюбного интерфейса, документы обновляются не вовремя, инструкции для пользователей не достаточно информативны. Компьютерные специалисты – программы составлены безобразно и топорно, не дружелюбны по отношению пользователям, работают только с операционной системой Windows и ограниченным числом браузеров. Из цензурных фраз моей любимой было: «открутить бы ручки разработчикам». А плательщики налогов – просто не справляются с системой и вынуждены или просить знакомых компьютерных специалистов им помочь, или долго тыкать в кнопочки/пиктограммы на компьютере в ожидании чуда или же, платить фирмам, которые «помогают» заполнить документы всего за каких-то 50-100 грн. в квартал.

На третий день этого марлезонского балета, наша бухгалтер попросила меня отвезти отчет в налоговую в бумажном виде. В налоговой нашего района «покращення» наступило еще в прошлом году в виде системы электронной очереди. Система работала отлично, приходишь, берешь в автомате билетик с номером, ждем звоночка на табло и идешь в нужное окошко. Никаких толп, никаких лишних вопросов, обычно вся процедура занимала минут 15-20, это если перед самим последним днем подачи отчетов. Что случилось сегодня, я не знаю, могу только предположить. В холле налоговой было человек 100-150 (кто не поместился в холле, нервно курили на улице). система электронной очереди «плевалась» трехзначными номерками, через час моего там стояния, система дошла до номера 999 и обнулилась на вторую тысячу. Из 10 окошек, которые должны были принимать отчеты, – работало три. После жалоб налогоплательщиков, вместо того чтобы посадить дополнительных сотрудников принимать отчеты, начальство велело заклеить номерки на информационном стенде. После обеда там было написано: «прием отчетности – кабинеты 20-26», хотя еще с утра были кабинеты 20-30. На фоне всего этого безумия, после четырех с половиной часов ожидания в очереди, маленький портрет президента Януковича в рамке на столе каждого операциониста, повернутый лицом к посетителям – был самым лучшим символом наступившего «покращення». Кто-то еще хочет платить налоги в этой стране?!

Ирина Федорович Ирина Федорович , Координатор Коалиции по противодействию дискриминации, со-координатор Проекта "Без границ"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter