Штурмы обладминистраций, создание народных рад стали переносом конфликта с территории майдана и Грушевского (во многом – из теле и интернет картинки) в регионы (из медиа в реальную жизнь). В регионах ситуации развивались по разным сценариям: захват обладминистраций; блокирование обладминистраций; принуждение губернаторов к отставке; низложение губернаторов облсоветами.
Не обошлось без одиозных решений: колючая проволока для защиты Днепропетровской ОГА; бетонные блоки в Одесской области.
Были приняты превентивные меры: для избегания провокаций - разведение по месту проведения митинга крымских татар и митинга с участием сторонников Партии регионов, КПУ, партии «Русское единство» в Крыму.
Ситуация в регионах продолжает развиваться, чему способствует концентрация политических баталий в центре. Правящие и оппозиционные региональные элиты выстраивают не только новые системы отношений, но вплотную подошли к вопросу выстраивания новой модели власти. После формирования правительства и вопроса возврата к Конституции 2004 г., это станет ключевым моментом политических торгов. Этот тренд придет сверху, сформируется под воздействием двух процессов: необходимости реформы местного самоуправления, договоренности между властью и оппозицией в рамках выхода из политического кризиса.
Если первый процесс базисный – он касается экономики, принципов формирования бюджетов разного уровня, то второй сначала станет вопросом кадровым. Первый процесс - это вопрос полномочий регионов, дизайна региональной власти, бюджетной политики. Политические силы будут отстаивать свое влияние на политические процессы в регионах, а соответственно претендовать на назначение своих представителей губернаторами и председателями облсоветов. Это шанс для местного самоуправления, время, когда за ключи к регионам может побороться местная элита.
В регионах с оппозиционными настроениями это может быть реализовано в форматах: обещание местной элитой поддержи оппозиции в обмен на управление регионом (при активной местной элите); назначение представителя оппозиции губернатором для сохранения в регионе оппозиционных настроений (в случае слабых лоббистских усилий местной элиты)
В регионах с провластными настроениями: переформатирование власти в интересах местной элиты под аргумент, что она отстояла регион, и в условиях, когда политические силы концентрируются на борьбе в центре; переформатирование региональной власти в результате изменения расстановки сил внутри правящей партии.
В том случае, если описанная схема в том или ином виде станет реальностью, мы будем свидетелями некоего варианта федерации не де юре, а де факто. Это будет неформальная федерация на политико-культурных основаниях. Как результат политического компромисса, как способ снижения социального напряжения. Экономика (бюджет, банковские сети, логистика и т. д.) все так же будет связывать страну в единый организм. Если регионы хотят власти, местной элите надо активно участвовать в процессе политических торгов в рамках выхода из политического кризиса. И тогда ключи от регионов будут в руках местной элиты.