Щедрое предложение Виктора Януковича оппозиционерам - сформировать правительство и взять на себя всю ответственность, имеет неприкрытый подвох. Ушедший в отставку 28 января Николай Азаров оставляет после себя руины и кто бы ни возглавил правительство после него, рискует записать в свою трудовую книжку – крах экономики.
"Возглавить этот Кабмин - все равно, что стать за станок, у которого то электричество пропадает, то детали отваливаются. Мы имеем крайне запутанный клубок макроэкономических проблем", - говорит глава аналитического департамента инвесткомпании ICU Александр Вальчишен.
Нереалистичный бюджет, ужасный инвестклимат, огромный дефицит по счету текущих операций, госдолг превышающий 40% ВВП, Нацбанк кредитующий правительство, испорченные отношения с МВФ и хрупкий мир с Россией - вот далеко не полный перечень проблем которые сможет предъявить Николаю Азарову следующий глава Кабмина.
Основная проблема нового премьера – бюджет. "Все понимают, что социальные расходы завышены в преддверии выборов, а доходы нереалистичны", - говорит главный экономист инвесткомпании Dragon Capital Елена Белан. Напомним, что в бюджете-2014 заложены доходы на 16,5% чем реальные поступления в казну за прошлый год. Расходы выше прошлогодних на 10,9%. Даже при сверх оптимистичном прогнозе роста ВВП на 3% дефицит бюджета составит более 71 млрд гривен или 4,3 % ВВП. Это рекордный показатель "первичного" дефицита бюджета. А учитывая, что реальный рост ВВП не превысит 1,5%, бюджет недосчитается еще 20-30 млрд гривен, а его реальный дефицит в итоге, по расчетам Dragon Capital, составит 7% ВВП. Учитывая, что за почти четыре года пока Азаров возглавлял Кабмин реальный дефицит почти всегда превышал 5% ВВП, система госфинансов основательно расшатана.
"Если новому правительству удастся пересмотреть бюджет, понизить дефицит до 3% с реальными макропоказателями, то это, конечно, стабилизирует ситуацию и подготовит почву для будущего роста, – считает глава аналитического отдела Альфа Банка Украина Алексей Блинов. – Но с политической точки сократить сейчас расходы бюджета будет очень тяжело". Елена Белан также считает, что депутаты не пойдут на секвестр бюджета, правительство будет вынуждено сильно недофинансировать незащищенные статьи бюджета.
Кроме перманентных бюджетных проблем Азаров оставил наследнику дамоклов меч в виде договоренности с Россией. Минфин и Нацбанк должны заплатить в этом году по внешним долгам около $9,7 млрд. Без российских денег такие выплаты критичны. Мог бы помочь кредит МВФ, но для этого опять требуется политическое решение об увеличении тарифов на газ для населения.
"Вся сиюминутная макростабильность держится исключительно на российской готовности дать кредит еще на $12 млрд и подешевевшем газе. Если Путин вдруг передумает – глубокая девальвация может привести к коллапсу финансовой системы и падению экономики", - говорит заместитель правления банка, входящего в группу крупнейших.
"Первоочередная задача правительства – это продлить договоренности с Россией о кредите и газе. Потом можно пересматривать бюджет и начинать подготовку о возобновлении программы с МВФ", - говорит управляющий партнер инвестиционной компании Capital-Times Эрик Найман.
Несмотря на стремительный рост государственных расходов, правительство так и не смогло добиться экономического роста. ВВП снижается уже почти 1,5 года. "Правительство утратило рычаги оперативного влияния на экономику. Цифры роста ВВП в краткосрочной перспективе – на 80% зависят от конъюнктуры на внешних рынках и отношений с Россией", - говорит Блинов.
Одна из основных причин стагнации заключается в том, что частный бизнес не верит в перспективность работы в Украине. Капитальные инвестиции за прошлый год сократились почти на 15%, приток иностранных инвестиций рухнул вдвое. Основные причины ухудшающегося на глазах инвестклимата - растущее административное давление на бизнес и огромные проблемы с защитой прав собственности. Исправить эти проблемы быстро невозможно. "Новый Кабмин может пообещать бизнесу снижение административного давления и стабильные правила игры, если правительство будет держать слово, то это может привести к экономической активности", - считает Белан.
Но идея дать бизнесу "глоток воздуха" опять упирается в раздутый бюджет. Новому правительству, чтобы не допускать критического роста дефицита, придется вести жесткую фискальную политику, выжимая бизнес по максимуму. К тому же за время Майдана зависимость судебной системы стала совсем очевидной, и иллюзий о защищенности прав собственности не осталось ни у кого. Пожалуй, наиболее ярким примером ангажированности не то что некоторых судов, а всей судебной системы, стал кейс с участниками автопробега к Межигорью. Когда суды неправомерно лишили водительских прав сотни владельцев машин, которые были замечены под резиденцией президента.
Правительство Азарова в совершенстве освоило механизм финансирования бюджета с помощью Нацбанка, эмитирующего гривну. Схема, в которой госбанки выкупают ОВГЗ у правительства, после чего почти сразу же получают рефинансирование НБУ под залог этих же ОВГЗ, казалась вечным двигателем. За последние четыре года объем ОВГЗ в портфеле НБУ вырос почти на 100 млрд гривен. Но идея не сокращать социальные выплаты, а профинансировать их за счет печатного станка НБУ, может сыграть злую шутку с провластным кандидатом на грядущих президентских выборах. В стагнирующей экономике денежная масса растет на 17% в год. Если количество гривны будет расти такими же или более быстрыми темпами, то это может разогнать инфляцию на товары, значимые для малообеспеченных слоев населения. Что нивелирует эффект от роста социальных выплат.