1. Люди. Очень многие программисты, независимо от своих политических убеждений гражданина, в части бизнеса ориентируются на Запад. Они либо работают на западных клиентов, либо пытаются повторить западные модели либо… мечтают уехать на работу за границу в крупные технологические компании. Именно последнее и сильно волнует меня лично.
Только у программистов в Украине, которых и так не хватает, есть реальная возможность очень быстро уехать из страны. И они это сделают, если власть и дальше будет говорить с позиции силы. Программисты и все специалисты информационных технологий по роду своей профессии жутко свободолюбивые граждане и сами определяют где, как и о чем общаться. Они получают 90% информации из интернета, хранят данные на серверах и передают данные по самым разным открытым и закрытым каналам связи. Они сами выбирают какие мемы им лайкать и как шерить свои посты. Если их лишить этих возможностей или зародить страх, что их действия контролируются, то они оказываются вне «органичной среды обитания для себя» и начинают поиск иной.
2. Рынок. На сегодня, к сожалению, можно констатировать полное недоверие всего населения ко всем ветвям власти – исполнительной, законодательной и судебной. У многих активистов развивается вполне обоснованная паника в отношении того, что все данные, скорее всего, будут использованы против них, а не для их защиты. Это начинает порождать недоверие и к средствам коммуникации, приложениям и ко всему, что развивает потребление ИТ-продукции украинскими пользователями.
Попытки правительства контролировать интернет, блокировать провайдеров или хостеров под любым предлогом очень сильно подрывает веру в перспективы ИТ в Украине. Люди начинают переводить данные на сервера вне Украины, не хотят делать платежи онлайн, боятся использовать электронные формы документов. Это прямо таки гробит перспективы тех, кто планировал инвестировать и развивать в ИТ-инфраструктуру внутри страны и переход на цифровые методы ведения бизнеса. Программисты должны работать с надеждой на то, что их продукцией не будут опасаться пользоваться.
3. Инвестиции. Особенность ИТ-рынка в том, что практически все проекты развиваются за счет значимых начальных инвестиций в разработку. Сегодня ни местные, ни западные инвесторы не станут инвестировать ни в какие проекты, исполнители которых находятся в ситуации накануне гражданской войны. Те же, кто сейчас работает на Запад в сегменте аутсорса тоже уже сообщили мне, что некоторые клиенты боятся начинать большие проекты, пока у нас тут все «не утихнет». И до Майдана у нас не было особой защиты инвестиций, а теперь, глядя на то, как суды выносят решения в части задержаний активистов, словосочетания «судебная защита и справедливость» вообще становится синонимами «наказания».
Я рассмотрела только самые очевидные последствия для одной индустрии, которая близка мне. Однако, я слышу от своих друзей, что и все остальные испытывают сложности – отели и рестораны стоят пустыми, конференции отменены, продукция многих производств лежит на складах. Но, если посмотреть в корень проблем, то причиной этих сложностей являются именно действия власти, а не протестующих.
Майдан лишь оголил и сделал более очевидным то, что власть в ее нынешней версии стремится контролировать, запрещать и закрывать вместо того, чтобы развивать. Власть не понимает, что ее недалекоглядные действия и отчаянное желание показать себя сильной, а не мудрой, сегодня забирают последние остатки доверия у населения ко всем институциям в стране и разрушают рынок, который зависит от доверия. Инвестиции, которых ждут предприниматели являются значительно более важными в долгосрочной перспективе нежели помощь России, которая тут же пойдет на социальные выплаты и не создаст предпосылки для экономического роста Украины в будущем.
Власть и те, кто так сильно ратует за силовое решение или решение, которое покажет визуально силу, должны наконец понять, что даже если лишить базиса для развития – людей, рынка и инвестиций - только одну ИТ индустрию, Украину отбросит на 20 лет назад! Решение всех сесть за реальный стол переговоров еще могут помочь приостановить наш регресс.