Столетиями судьбы людей решались не по их воле, причины этого остаются теми же - государственные границы, правление националистов и религиозный фанатизм. Государственные границы по-прежнему разделяют и убивают людей, особенно если государством управляют националисты, стремящиеся контролировать все сферы жизни, озабоченные этнической чистотой других. Церкви разных конфессий продолжают бороться за свою паству, воспринимая ее все больше как материальную собственность и источник прибыли, а не как верующих, делая все, чтобы не допустить межконфессиональных браков. Украина, кстати не исключение, здесь все церкви занимаются тем же, препятствуя межконфессиональным бракам с «недостаточно правильными» христианами или мусульманами.
Этой теме посвящены десятки книг и фильмов замечательных режиссеров Тео Ангелопулоса, Фатиха Акина, Кена Лоуча и других, но думаю, достаточно будет прочитать четыре истории, посвященные этой теме, опубликованные во французском журнале Courrier International.
Что случается, когда араб из Израиля женат на палестинке
На День Святого Валентина у меня только один страх: быть разлученным с женой. Моя семейная жизнь зависит от Государства Израиль и капризов его усердных чиновников. И пока закон о гражданстве и въезде в Израиль не отменен, этот страх будет нас беспокоить, потому что государство делает все, чтобы нас разлучить.
Лана, моя жена, приехала из Дженина, из оккупированных территорий Палестины. Она экономист, получила образование в университете Наблуса. Наша история любви началась в Дженине в 2002 году, после разрушения Израилем лагеря беженцев во время Второй Интифады. Лана приехала ко мне в Израиль в 2005 году. У нас двое детей, Аднан, 4 с половиной года, Юсра, 3 с половиной года. Моя семья для меня значит все, однако наше пребывание в Израиле висит на волоске, потому что я не могу получить гражданство Израиля для моей жены.
Несмотря на неприятности со стороны израильского правительства, пока продолжается наша любовь, ничто не может расстроить меня и Лану. Когда был апартеид, в Южной Африке, на расистском Юге США, любовь всегда была сильнее. Мы постоянно находимся в зоне риска, после того как мы поженились, в 2003 году, в обход закона. Мы решили не позволять этому закону, нарушающему все права палестинцев, мешать нашей любви.
Лана может оставаться со мной при условии обновления ежегодно ее разрешения на проживание. Эти разрешения зависят от Министерства внутренних дел Израиля и спецслужб. Они не дают Лане никаких прав. У нее нет медицинской страховки, права на работу и права водить автомобиль. Она - гражданин второго сорта.
Когда я познакомился с Ланой, она была независимой женщиной. Четыре года она проработала в палестинском Министерстве здравоохранения в Дженине. Но сегодня, в «современном» Израиле, она полностью зависит от меня. Наш очаг стал ее тюрьмой. Она здесь загнана в угол без перспективы освобождения. И это, как для нее, так и для меня, постоянный источник лишений. "Я чувствую, что лишена свободы, этим расистским законом, – говорит она. – Независимо от места, где я живу, Государство Израиль контролирует мою жизнь и отказывает мне во всех правах, по единственной причине – из-за того, что я палестинка".
Наша история не единственная в таком роде. Есть десятки тысяч других палестинских семей - жертв этого закона. Вступивший в действие в 2003 году, он запрещает палестинцам с Восточного берега реки Иордан, сектора Газы, и диаспоры, у которых нет израильского гражданства, жениться в Израиле или получить здесь возможность постоянного проживания. Этот, враждебный по отношению к единству семьи, закон касается лишь палестинцев:30 тысяч палестино-израильских семей (около 130 тысяч человек) живут под угрозой разлуки.
С двух сторон от границы, многие живут отдельно от своих супругов или детей. Они не имеют никаких прав в Израиле, а Верховный суд решил, что позволить им въехать в Израиль и соблюдать все права человека будет равносильно «национальному самоубийству» (из-за роста количества арабов в Израиле). Одержимость безопасностью в Израиле приравняла все палестинское национальное меньшинство страны (и их супругов) к террористам. А израильское насилие против палестинцев естественно не учитывают.
Семейная гармония, к которой мы стремимся, невозможна и потому, что мы не можем жить в Дженине, на территории Палестины. Согласно законам, принятым в соответствии с соглашениями в Осло, в 1993 году, израильские граждане не могут жить и возвращаться в палестинские города, которые отошли Палестинской автономии. Это действительно кафкианская ситуация. И страх увидеть нашу семью разделенной не оставляет нас.
Тайссер Хатиб
Неонацист женился на турчанке?
Ультраправая партия Греции «Золотая заря» исключила всех своих членов, женатых на иностранках.
Цикос Магьяфи, член неонацистской партии «Золотая заря», вспоминает день своей свадьбы. Он все организовал, чтобы узаконить союз со своей возлюбленной. Даже место нашел прекрасное: он выбрал идиллический островок Кастелоризо в архипелаге Додеканес, рядом с турецким побережьем. Пригласил свою семью и семью возлюбленной, своих коллег. И наконец дата, один год, день в день, с момента их первой встречи. В этот день, он поклялся своей будущей супруге, что готов умереть за нее. Но эти подробности были восприняты без малейшего сочувствия членами его партии, 18 из которых прошли в парламент по итогам выборов 17 июня 2012 года.
Его возлюбленная имела турецкие корни, и это не пришлось по вкусу его коллегам по партии «Золотой рассвет». Посовещавшись, руководство партии решило лишить его должности, а последствием стало исключение из избирательного списка. Вдохновленная этим случаем, партия «Золотая заря» решила продолжить чистку: все члены, женатые на негречанках - мексиканках, русских, украинках, сербках, македонках и т.д. также были исключены из избирательных списков. Что не помешало этим неонацистам, которые призывают «очистить Грецию от иностранцев» получить около 7% голосов на последних парламентских выборах в июне.
Нет свадеб под разными флагами
Индийский солдат вынужден был участвовать в длительном юридическом марафоне, чтобы получить право жениться на своей Дульсинее. В чем же проблема? Она из Шри Ланки.
Может ли командир Викас Кумар из индийской армии жениться на своей шри-ланкийской подруге Арниле Гунаратне, студентке-филологе из города Бангалор на юге Индии? Юридическая коллегия Высшего местного суда, состоящая из его президента Викрамаджита Сена и судьи Нагаратны вынесла решение относительно отклоненной индийской армией просьбы 34 летнего офицера оставить униформу, чтобы жениться на иностранке.
Поскольку армейский регламент не позволял жениться на иностранках, не желающих принимать индийское гражданство (а возлюбленная не хотела отказываться от своего), командир Кумар, офицер связи, решил уйти из армии. Но армия не удовлетворила его просьбу об увольнении по той причине, что еще не закончена его срочная служба, не хватает офицеров-связистов, и он должен пройти проверку из-за нерегламентированных контактов с иностранкой без уведомления начальства. Во время судебного заседания судьи спросили, выступает ли армия против брака по любви и верят ли военнослужащие, что такое случается также как и удар грома. Они также привели пример бывшего президента Индии Нараянана (одновременно главнокомандующего армией), чья супруга была гражданкой Бирмы.
Командир Кумар и его ланкийская возлюбленная встретились в 2011 году. Они решили жениться в ноябре того же года, но отказ армии утвердить увольнение командира, расстроило их планы. В итоге упрямство молодого человека принесло плоды: ему разрешили жениться на возлюбленной, а армию обязали выплатить офицеру денежное вознаграждение.
Муфтий, моя жена и я
Крик гнева против ливанского религиозного деятеля, который хочет разлучить влюбленных, поскольку они принадлежат к разным конфессиям.
Его фетва сделала всех сторонников гражданского брака отступниками. Муфтий республики Ливан Моххамад Рашид Каббани задел за живое меня, мою супругу-мусульманку, тысячи ливанцев, предпочитающих гражданский брак. Согласно предписаниям великого муфтия, перед смертью, мусульмане, одобряющие гражданский брак, «не должны быть омыты, ни завернуты в саван; они не получают могильного камня, не должны быть похоронены на мусульманском кладбище.»
Вот, что я ответил муфтию:
«Ваше Превосходство, ваш Ливан меня утомляет, и мне, как и тысячам других, стыдно за него. Нам достаточно ваших угроз о вечном проклятии. Лучшие из наших сограждан покидают страну. Те, кто еще здесь, благодаря вам, завершают приготовления, чтобы уехать. Вместо того, чтобы проповедовать надежду и единство, представители нашей общины поносят всех, кто одобряет гражданский брак, обостряя нашу рознь.
Ваше Превосходство, ваши угрозы не одобряет религия, которую вы отстаиваете. Книга, которую вы преподаете, говорит: «О люди! Я создал мужчину и женщину, я сделал вас народами и племенами, чтоб вы узнали друг друга»
Моя жена и я прощаем великому муфтию фетву, направленную против нас. Мы предпочитаем вспоминать это прекрасное путешествие из Ливана, которое у нас было вместе с любящей семьей и дорогими друзьями. Мы абсолютно спокойны и уверены, что наша судьба больше не в его руках, и не в руках ему подобных. Мы лишь выражаем надежду, что однажды Ливан, бежавший от этого засилия, найдет мир и единство.
Фирас Максад
Courrier International, numero 1162 du 7 au 13 fevrier 2013
Перевод с французского: Георгий Эрман