Еще в 2013 году, проводя предварительную оценку возможных потерь от торговой войны с РФ, экономисты называли Харьковскую область наиболее зависимым от северных соседей регионом Украины – тогда на долю России приходилось около 50% экспорта товаров. Более того, продукция наших основных промышленных гигантов, наименее способных к значительным изменениям и географической переориентации даже в среднесрочной перспективе, была рассчитана именно на этот рынок.
Языком цифр
По результатам 11 месяцев 2016 экспорт товаров из Харьковской области снизился на 23,4% (на $ 279 млн.) По сравнению с аналогичным периодом 2015 года, импорт, наоборот, увеличился на 13,1% ($ 152,6 млн.). Отрицательное сальдо составляет $ 402,4 млн. Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 0,69.
Не радует пока и Европейский рынок: по сравнению с прошлым годом экспорт товаров в ЕС снизился на 6%. Однако, стоит отметить, что доля ЕС в экспорте Харьковщины составила 19% (против 11% в 2013).
И хотя при анализе внешней торговли важны показатели как экспорта, так и импорта, в дальнейшей я проведу небольшой анализ именно первого показателя, который, по моему мнению, нуждается в принятии оперативных и стратегических решений.
Топ-10 импортеров продукции Харьковских предприятий
Наибольшими нашими торговыми партнерами, принявшими товары из Харькова, являются: Российская Федерация, Египет, Япония, Индия, Грузия, Беларусь, Молдова, Республика, Казахстан, Китай, Германия (процентное соотношение представлено на диаграмме ниже). Здесь стоит выделить Египет, Японию и Индию, которые являются «новичками» первой пятерки и показывают значительный потенциал для дальнейшего роста.
Топ-7 товарных групп
В товарной структуре продукции, экспортируемой из региона традиционное лидерство держит товарная группа «Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование» ($224,6 млн. - в первую очередь благодаря крупным пром.предприятиям – Турбоатом, Электротяжмаш и т.д.)
Производители, работающие в сегменте пищевой и перерабатывающей промышленности, («Готовые пищевые продукты» ($211,3 млн.) и «Жиры и масла животного или растительного происхождения» ($51млн.)) также демонстрируют хорошие показатели конкурентоспособности на внешних рынках.
Экспорт «Продуктов растительного происхождения» - $131,1 млн. (львиная доля составляют зерновые культуры - $72,5 млн.) – показатель работы фермеров и далее по цепочке - агротрейдеров)
Остальные группы представлены на графике.
Возможные негативные факторы, влияющие на снижение экспорта из Харьковской области:
• значительная ориентация на рынки стран СНГ (от 60% в 2014 году до 44% в 2016);
• почти полное отсутствие поддержки государства по отношению к экспортерам;
• курсовые колебания национальной валюты;
• невозврат НДС экспортерам;
• высокий уровень энергоемкости продукции в сочетании с ростом тарифов на энергоносители;
• значительный рост стоимости импортных комплектующих и сырья;
• высокая стоимость кредитных ресурсов (отсутствие оборотных средств).
Неожиданная конкурентоспособность или где искать «выходы»
Одновременно со значительным падением курса украинской валюты наши экспортеры получили уникальную возможность конкурировать там, где до этого это было бесперспективно. Имея относительно низкую себестоимость продукции из-за низкой оплаты труда и недорогих внутренних сырьевых ресурсах для украинцев открываются новые возможности на рынках, ранее полностью занятых, например, продукцией Китая. Не стоит забывать и о «углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Европейским союзом»: в комплекте с низкой себестоимостью огромная номенклатура наших товаров, фактически, получила свободный доступ на рынки ЕС.
Как известно, не ЕС единым могут жить наши экспортеры: Африка, Азия, Южная Америка – регионы, где препятствий для их завоевания гораздо меньше, чем потенциальных возможностей. Однако и для этих шагов нужна государственная политика и правильное продвижение. В структуре экспорта Харьковщины, к примеру, хорошие тенденции показывают Ирак, Иран, Таджикистан, Мексика, Индия.
Помощь в диверсификация рынков сбыта должна на ровне со стимулированием экспортеров , а также дерегуляцией и приведением экспортных процедур в соответствие с европейскими стандартами, по моему глубокому убеждению должны стать той стартовой площадкой, которая позволит украинским производителем в этот непростой для страны военный период стать на правильный путь и во весь голос заявить о себе и своих товарах по всему миру.