3-го сентября Минфин на Национальной Раде Реформ, провел презентацию своего видения Налоговой реформы, под кодовым названием 20-20-20-20. Концепция имеет как положительные так и отрицательные аспекты, которые представлены в данном анализе.
Из положительного
1) Уменьшение затрат на труд.
Минфин, под давлением общественного мнения таки предложил объединение ПДФО и ЕСВ к 2018 и установить ставку в 20%. Такую норму предлагали эксперты гражданского общества. В тоже время, нет уверенности, что такая норма начнет работать с 2018 года и что государство не переиграет данную норму. Эксперты гражданского общества предлагали установить ставку налогов с ФОТ в размере 20% с 2016 года.
2) Полная налоговая льгота.
Детальный разбор слайда 9 презентации от Минфина показывает, что Минфин при введении ставки в 20% ПДФО уже с 2016 года включает гарантированную льготу в размере 1 минимальной зарплаты с любого размера дохода. Это означает что при ЗП в 4000 грн (средняя по Украине), подоходный налог с сотрудника получается ниже, чем в текущий момент по ставке 15%. Более того, малые зарплаты до 1 мин.зп вообще не облагаются ПДФО и общая эффективная ставка налога малых зарплат устанавливается на уровне 21.5% (1.5% - военный сбор). В текущий момент льгота по ПДФО сложна и имеет ограничение в применении в размере не более 1.4 мин зарплаты, что при текущей инфляции делает ее бесполезной.
3) Льготы на реинвестирование капитала.
Минфин предлагает уменьшать до 30% сумму налога на прибыль при реинвестировании капитала. Аналогичные вещи есть в Проекте Налогового комитета (ВР), где предложена возможность уменьшения налога на прибыль всей суммы инвестиций. Как это будет работать в реальности – нужно понимать уже из законопроектов, но выглядит положительно.
4) Налоговая медиация.
Минфин предложил налоговую медиацию в решении споров. Это то, что обсуждалось на гражданских платформах.
5) Отказ от авансовых платежей по налогу на прибыль.
Минфин предложил отказаться от авансовых платежей для больших плательщиков налога на прибыль и перейти на поквартальный его расчет и начисление - это должно уменьшить давление и коррупцию в сфере действия налога на прибыль, что также есть положительный момент.
Из отрицательного
1) Лекарства 20% НДС.
Введенная ставка НДС 7% привела к подорожанию лекарств. Увеличение ставки до 20%. Еще увеличит их стоимость. С учетом того, что лекарства являются продуктами первой необходимости и составляют довольно большой бюджет у пенсионеров и малообеспеченных - это означает, что государство стимулирует удорожание потребительской корзины, что приведет к необходимости опять увеличивать социальные выплаты. При этом размер таких выплат вероятно превысит доходы от ставки 20%. Поэтому эксперты гражданского общества предлагали вернуть льготы по НДС по лекарствам.
2) Налог на недвижимость физических лиц.
Предложения Минфина увеличивает ставки и ликвидирует льготы. Если ставка равна 3% от минимальной Зарплаты, то сумма налога будет равна примерно 40-45 гривен с квадратного метра. Или примерно 200 грв налога ежемесячно с 2-х комнатной квартиры. Такой подход вызывает удивление, ибо с учетом увеличения коммунальных платежей, государство итак уже влезло в компенсаторы в виде льгот малообеспеченному населению. Здесь же опять речь идет об увеличении минимального необходимого уровня жизни. При этом общий объем поступлений от этого налога , с учетом общего объема жилого фонда в 1 млрд кв.метров может достигнуть уровня 40-45 млрд гривень. Кроме того, удивляет еще то, что государство ограничило объем доходов с этого налога для сверхбольших домов фиксированной суммой в 25000 гривен. А ведь за дом в 1000 квадратов по ставке 3% минимальной Зп - нужно уже платить более 40 тыс гривен. Таким образом, видится, что предлагаемая Минфином схема налогообложения недвижимости должна быть пересмотрена, ибо в текущий момент она скорее выглядит антисоциальной. В предложениях экспертов гражданского общества основной упор как компенсаторов снижения налогов с фондов оплаты труда - предлагалось введение налога с недвижимости производственной и коммерческой.
3) Упрощенная система налогообложения.
Основное предназначение данной системы - создавать рабочие места. В тоже время, вводимые ограничения на использование упрощенной системы с точки зрения как оборота так и жесткие ограничения на максимальное количества рабочих мест на упрощенной системе потребуют более 100 тысяч бизнесов перейти на общую систему налогообложения. Уверен, что это будет существенный удар по малому бизнесу, которому придется не только платить большие налоги, но и содержать бухгалтера в штате, что по факту еще больше увеличит их административные затраты. Да, мы понимаем логику Минфина, по максимальному ограничению использования упрощенной системы налогообложения большим бизнесом, но с учетом сокращения общего количества юр.лиц за последние 1.5 года с 1.328 млн до 1.095 млн (на 20%), вводимые новые правила могут лишь ускорить процесс сокращения рабочих мест в государстве. Поэтому общая позиция экспертов гражданского общества - не трогать, по крайней мере, год упрощенную систему, при модификации общей системы.
Таким образом, подводя общий итог нужно отметить, что несмотря на положительные новации, уменьшающие налоговую нагрузку общей системы налогообложения и упрощающие его администрирование, налоговая система от Минфина имеет нововведения, переводящие часть налоговой нагрузки на население, увеличивая минимальную потребительскую корзину. Это прогнозируемо потребует увеличения социальных расходов государства и вряд ли позволит сократить общий уровень перераспределения финансов через бюджет. А это в конечном итоге опять приведет к ужесточению фискальной политики.