ГоловнаБлогиБлог Даниила Монина

Нафтогаз. Путь на дно и пути выхода

Автор в течение длительного времени собирал информацию о деятельности компании Нафтогаз Украины. Его результаты представлены в настоящей статье. Сразу же стоит заметить, что последний аудированный отчет компании, имеется только за 2011 год. Поэтому данные за 2012-2014 года собирались из множества различных перекрестных источников.

Фото: Макс Левин

Итак, сначала несколько фактов и компании. Компания Нафтогаз Украины – это крупнейшая компания в Украине. Ее общий консолидированный доход в 2011 году составил 105 млрд гривен, что составляет 7% от ВВП Украины. В компании работают порядка 175 тыс сотрудников, которые заняты на 3-х основных вида деятельности:

• - добыча газа и нефти;

• - транспортировка нефти и газа;

• - дистрибуция газа и нефти потребителям.

Структура дохода компании за 2011 год распределена следующим образом – 35 млрд. это транспортировка нефти и газа. Из них 26 млрд. – это транзит газа в Европу по территории Украины и 9 млрд. – это транспортировка газа потребителям в Украине в рамках дистрибуции. 65 млрд. грн. есть доход от дистрибуции газа и нефти потребителям. Еще порядка 3-4 млрд. гривен компания получает от продажи дополнительных нефтегазовых товаров таких как газовый конденсат и другие.

Исходя из консолидированного отчета компании за 2011 год затраты отнесенные в себестоимость составили 96 млрд грв. Из которых 72 млрд. - это покупка газа, 5-6 млрд. амортизация, 4 млрд. затраты труда, 4 млрд транспортировка газа, 4 млрд - рентные платежи и другие налоги. К этим цифрам уже есть вопросы. Поскольку исходя из других источников средняя зарплата персонала компаний входящих в Нафтогаз в 2011 году составила порядка 4500 гривен, что при 175 тыс. работников означает фонд оплаты труда на уровне 9.5 млрд. грн. в год, а с учетом Подоходного налога и взносов ЕСВ, все 14 млрд. грн.

Компания добывает 90% газа и нефти, производимой в Украине. Это составляет около 18 млрд кубов газа, 3 млн тонн нефти. Добыча газа и нефти по годам, и также соотношение импорта к внутреннему производству представлена на следующих рисунках.

Общий объем активов Нафтогаз на конец 2011 году составлял 215 млрд грв. Из них 127 млрд основных средств (51 млрд - балансовая стоимость трубопроводов и хранилищ) , 45 млрд. оборотных активов и 16 млрд. грн. торговой дебиторки. Общий объем кредитного портфеля компании на конец 2011 года, не был критично большим. Нафтогаз имел 36 млрд. долгосрочных кредитов, из которых только 1.5 млрд (12 млрд. грн.) были в валюте и 20 млрд кредитов в гривне, а также 15 млрд. грн. краткосрочных кредитов, половина из которых была в валюте и примерно половина в гривне. Общий обьем финансовых затрат компании по кредитам составлял порядка 7 млрд гривен.

Соответственно можно сделать вывод, что общее состояние компании на конец 2011 год было в целом удовлетворительное: основные средства обновляются и капитальные инвестиции проводятся, кредиты составляли порядка 25% от активов компании, транспортировка прибыльна Дистрибуция убыточна за счёт разницы тарифов и покупной стоимости. В тоже время компания в 2010 году получала прямые вливания из бюджета на сумму 3.4 млрд грн. Также государство давало государственные гарантии и обеспечивало дополнительными доходами за счет выпуска облигаций внутреннего займа под нужды компании.

Что же произошло, что компания в следующие годы скатилась к состоянию практического дефолта? Ответ на этот вопрос многогранен и состоит из множества факторов.

Фактор первый. Повышение цены на импортный газ. 2011 года и 2012 год – стали пиковыми по затратам экономики Украины на газ. Общий обьем импорта в 2011-2012 годах составил 14 млрд долларов. Если в 2011 году средняя цена на газ для Украины от Газпрома была на уровне 320 долларов за 1000 кубов, то в 2012 и 2013 годах средняя цена закупки газа уже составила 415-420 долларов.

Фактор второй. Популизм государства. Несмотря на то, что текущий на тот момент Министр Энергетики Бойко заявлял, что Украина будет сокращать объемы импорта, правящая элита перед выборами в 2012 году, решила не поднимать цены на газ для населения. Цены же для промышленности всегда были на уровне чуть выше себестоимости закупки импортного газа. И это является огромным мифом, что Нафтогаз зарабатывал на жирных клиентах промышленности. Цифры показывают, что скорее он даже не покрывал свои затраты. Ситуацию для Нафтогаза как не странно несколько выправляли другие импортеры газа, которые брали на себя часть объема и доставки импорта на свои предприятия (в первую очередь Фирташ для своих предприятий химии). Так Нафтогаз в 2012 году импортировал около 25 млрд кубов из 32.9 млрд кубов общего импорта, а в 2013 году около 17 млрд кубов, из общего обьема импорта в 28 млрд кубов. С падением импорта падали также и обьем потребления газа и обьем реализации. Так в 2012 году общая сумма реализации газа своего и импортного составила 77 млрд грв, при том, что только на закупку импортного газа Нафтогаз потратил 84 млрд грв. В 2013 году реализация газа упала до 60 млрд грв.

Фактор третий. Снижение объемов транзита газа в Европу. Транзит – являлся для Нафтогаза одним из надежных источников дохода, позволявшего компании уравновешивать свои убытки из-за низких цен на газ населению. Но обьем транзита в связи с политикой России диверсифицироваться – постоянно падал. По данных Укрстата объем услуг оказанный трубопроводным транспортом в 2011 году составил 3.75 млрд долларов, в 2012-2013 годах – 3.3 млрд долларов в 2014 году – 2.2 млрд долларов. В количественном же выражении, обьем транспортировки постоянно падает.

Фактически с 2011 по 2014 год, транзит газа территорией Украины упал со 104 млрд кубов до 62 млрд кубов.

Фактор четвертый. Кредитная игла Газпрома. Газпром как никто другой был заинтересован в максимальной реализации своей продукции при существующих высоких ценах на газ. Уже в 2012 году при новых ценах на газ, Нафтогаз получил кассовый разрыв и недостаток средств на закупку газа. При этом Газпром сделал 2 предложения, от которого Нафтогаз конечно же не отказался. Во первых, Газпром стал делать авансовые платежи за транзит, давая почувствовать Нафтогазу, что он имеет деньги для расчетов за газ покупаемый у Газпрома, во вторых Газпромбанк в середине 2012 году предоставил 2 млрд долларовый кредит Нафтогазу сроком на 1 год. Более того, в октябре 2013 года, этот 2 млрд кредит был реструктуризирован из-за отсутствия средств у Нафтогаза на 5 лет. По факту за 2012 год, кредитный портфель Нафтогаза с 51 млрд вырос до 59 млрд, с увеличением объема кредитов в валюте с 20 до 36 млрд грн. В 2013 году стали нарастать также внутренние неоплаты предприятий теплоэнерго за поставленный Нафтогазом газ, что фактически к концу 2013 года привело Нафтогаз фактически к состоянию неплатежеспособности перед Газпромом. Подписанная в середине декабря 2013 года мера о предоставлении 3 млрд кредита с дальнейшим получением в течение 2-х лет 15 млрд долларов фактически бы переводило государство Украина в полную экономическую зависимость от России. Единственное что удалось выбить для электората Януковича – это скидка на газ, которую Газпром мог отменить в любой следующий квартал, как ему захочется, чем собственно как показал ход дальнейших событий, Газпром с успехом воспользовался. Фактически кредит в 3 млрд в основном пошел сразу же на оплату поставок Россией газа за ноябрь-декабрь 2013 года, а также был быстро скушан населением начавшим вынимать свои сбережения из банковской системы, после 1-й крови на Майдане.

Фактор пятый. Отсутствие финансирование компании из бюджета. С учетом того, что государство приняло решение не поднимать цены населению, то логично было бы предположить, что государство будет дотировать Нафтогаз. Но у команды Януковича были другие планы на бюджет. Поскольку бюджет являлся для них основным источников обогащения, делится своими прибылями с государственной компанией Нафтогаз Янукович не стал.

Таким образом к началу 2014 года Нафтогаз подошел с 32 млрд. долгов за поставленный газ, преимущественно организованный предприятиями теплоэнерго, отсутствием денег чтобы оплатить газ на зимний сезон 2013-2014 года.

Ситуацию также усугубили капитальные инвестиции которые Нафтогаз выполнял, пытаясь нарастить добычу газа на черноморском побережье. В 2012 и 2013 годах было вложено более 10 млрд гривен в разведку и добычу. Это позволило уже в 2013 году увеличить добычу газа компанией Черноморнафтогаз до 1.7 млрд кубов с 1.1 млрд в 2012. А в планах компании было увеличение добычи к 2015 году до 3 млрд кубов. Аннексия полуострова фактически привела к отбору Россией части компании Нафтогаз. Автору, к сожалению, не удалось найти сумму активов компании. Но ее оценочно можно оценить в сумму не менее 3 млрд долларов. Также государство Украина может ставить претензии к Россию за отбор добычи газа по рыночной стоимости в 500-600 млн долларов в год.

2014 год для компании оказался сложным. К положительным тенденциям для компании стало понижение средней стоимости закупки газа. 1-й квартал закупка проводилась по цене 268 долларов. Во втором квартале государство активно закупало газ, вступив в прямую конфронтацию с Газпромом, что вылилось во взаимные иски и полной остановке поставок газа со стороны России. Вторым положительным фактором в 2014 году стала диверсификация поставок и увеличению возможностей обратного реверса из Европы до 40 млн кубов газа в сутки. Такая мощность позволяет вести закупку в Европе более 10 млрд кубов в год. По итогам года Украина снизила импорт газа с 28 до 19.5 млрд кубов, при средней цене закупки за год в 305-310 долларов, что позволило сократить импорт газа с 11.5 млрд долларов до 6 млрд. При этом уже 5 млрд кубов газа в 2014 году было поставлено из Европы.

Теперь об отрицательном.

Первое. Закрытость. К большому сожалению, прошел год, а открытости Нафтогаза не только не увеличилась, а скорее наоборот ухудшилась. Финансовый план компании на 2014 год фактически формально был принят только в конце декабря .. но что удивляет его нет в доступе. По информации, Кабинет министров засекретил этот документ. Фактически такая секретность лишь показывает, что либо Яценюк способствует коррупции, либо он хочет продолжать обманывать население, рассказывая про огромные убытки компании и необходимости огромных финансовых вливаний в компанию. Нафтогаз в феврале 2015 заключил контракт на международный аудит, но результат аудита вероятно будет готов не ранее конца 2015 года.

Второе. Рост курса гривны. Кабинет министров, рассказывая о том, что они не отвечают за курс гривны толкали Нафтогаз в многомиллиардные убытки. Только переоценка валютных кредитов по курсу, который за год вырос в 2 раза, формирует курсовой убыток в размере не менее 36 млрд гривень. И хотя это еще не реальные деньги, которые надо заплатить прямо сейчас, но такую плату придется платить в ближайшем будущем. Ослабление курса до уровня 22 гривен за доллар формирует еще больший курсовой убыток. Фактически такой рост курса гривны увеличивает финансовые затраты компании с 7-8 млрд в год до уровня 20-25 млрд в год, что заставляет сделать вывод, что с таким кредитным портфелем компания будет работать только на покрытие долгов. Но это еще не все. Резкое увеличение курса ведет к резкому увеличению цены реализации энергоресурсов. За 2014 год Украина импортировала 16 млрд долларов энергоресурсов, что при среднем курсе 12 составляет 192 млрд гривен или порядка 13% от ВВП. Увеличение же курса до 22 при сохранении объемов импорта увеличивает нагрузку на экономику до 22%. Это слишком много для экономики и она будет стремительно сокращать потребление энергоресурсов путем экономии или закрытия производств.

Третье. Падение доходов Нафтогаза. В связи с подписанием соглашения в декабре 2013 года и цене на импортный газ в 268 долларов, национальная комиссия по регулированию в энергетике снизила с - января 2014 предельные цены для промышленности, не дав тем самым заработать Нафтогазу. После же начала роста курса, Яценюку пришлось увеличивать цены для населения на 50%. Но к началу отопительного сезона осенью, рост курса уже превышал 50%, что даже не компенсировало это повышение. Фактически реализация газа за первые 9 месяцев 2014 года составила 38 млрд грв, что в годовом выражении выходит на цифру порядка 60 млрд гривень. Транзит же упал за 2014 год с 86 до 62 млрд кубов, что минимизировало Нафтогазу его валютную выручку. Также на объемы реализации повлияла и война на востоке страны В тоже время цифры озвученные Яценюком о потерях в 10 млрд гривен кажутся явно коррупционно завышенными. Ведь охваченная войной территория занимает площадь не более 5% и при общей реализации газа в сумму 60 млрд грн... Можно ожидать потери в районе 3-х миллиардов гривень.

Данных по итогам года нет, но скорее всего общий доход компании за 2014 год даже при росте курса и цен упал процентов на 10, что при росте затрат на обслуживание долга и росте закупочных цен на газ в гривне сформировал общий финансовый результат на уровне 20 млрд гривень убытков по операционной деятельности и 36 млрд. убытков по переоценке валютных кредитов. В цифру озвученную Яценюком об убытках Нафтогаза в 100 млрд гривен, автор принципиально не верит.

Также считаю необходимым, коснутся самого болезненного вопроса в газообеспечении - тарифах. На протяжении множества лет множеством политиков и экспертов распространяется мнение, что нашей собственной добычи хватает для покрытия нужд населения и поэтому незачем смешивать газ и необходимо отдавать дешевый газ населению.

Краткий анализ структуры потребления газа показывает, что, к сожалению, население потребляет намного больше, чем муссируется в прессе и дешевый местный газ и так идет населению. Кроме 16-17 млрд. потребления газа напрямую населением, порядка 8 млрд газа направляется также предприятиям Теплоэнерго, что фактически есть также затраты населения. Также при транспортировке система имеет потери, оцениваемые еще в 2 млрд. кубов газа в год. Более того, население также потребляет еще и мазут, и естественно уголь. Поэтому общая энерго неэффективность населения очень высока и единственный эффективный способ решить этот вопрос максимально быстро – резко повысить тарифы до экономически обоснованного уровня. Другой вопрос, что такое повышение должно идти в контексте максимальной открытости финансовой деятельности Нафтогаза.

В контексте вышеперечисленной информации понятие объективной цены на газ для населения существует только в контексте следующих тезисов:

1) Учитывает ли цена доходы Нафтогаза по транспортировке газа Европейским потребителям, или же Нафтогаз уже идет на путь реформирования и разделения компании на 2 вида бизнеса, одна из которых отвечает за хранение и транспортировку газа, а вторая за производство, импорт газа для собственных потребностей и реализацию ее потребителям?

2) Учитывает ли цена на газ кредитные обязательства Нафтогаза, и необходимость обслуживать кредитный долг?

3) Будет ли Нафтогаз эксклюзивным поставщиком газа потребителям, либо же Украина создаст реальный рынок газа, при котором на рынке будет присутствовать множество поставщиков?

Объективно, автор склоняется к тому, что в Украине должна существовать конкуренция поставщиков газа. В этом контексте наиболее важным в этом отношении является увеличение пропускной способности реверса с Европы с текущих 40 млн кубов в сутки, до уровня не менее 100-150 млн кубов в сутки. Во-первых, такой способ позволит Украине полностью убрать газовый шантаж Газпрома. Во-вторых, такой уровень пропускной способности, позволит запустить на рынок газа Украины множество поставщиков как с Европы так и с России. При этом уже России придется конкурировать с Европейскими поставщиками газа. В-третьих, нужно отметить, что бизнес всегда лучше сможет договорится об условиях, минуя государственных непрозрачных монстров типа Нафтогаз. В этом контексте Нафтогаз становится просто компанией, которая имеет дополнительные доходы, за счет транспортировки газа потребителям, используя свою газотранспортную систему. В-четвертых, имея большие возможности реверса Нафтогаз может начать предоставлять новую услугу для Европейских потребителей – а именно начать использовать свои хранилища в качестве хаба для временного хранения газа мощностью до 32 млрд кубов. Ведь не секрет, что цена летом на газ на рынке ниже чем зимой, и аренда хранения видится перспективным бизнесом.

Даниил Монин Даниил Монин , Архитектор Решений
LB.ua в соцмережах: