Весной 2016 года Геническ облетел слух о том, что 100-летний металлический мост планируют демонтировать и сдать на металлолом. Местные активисты стали бить тревогу и организовали ряд культурных мероприятий, благодаря которым мост не только устоял, но и стал центральным арт-объектом Геническа. Именно креативные идеи, такие как акция “Селфи с мостом: 100 лет – 100 селфи”, привлечение художников для создания комиксов и фотопроектов с мостом, помогли объединить культурных активистов, СМИ и местную власть вокруг спасения моста, который может стать новым туристическим символом Геническа.
Почему арт-проекты эффективны? Потому что во времена кризисов и конфликтов самая действенная дипломатия – культурная. Самый действенный способ сплотить людей с разными ценностями – вовлечь их в творческий, созидательный процесс. “Один из признаков здорового общества – способность одновременная сохранять и развивать культуру, то есть, сохранить свою историю и наследие, двигая культуру вперед. Часто понятие сохранения интерпретируется как застой, в то время как наследие и история могут быть основанием для инноваций и продвижения”, Мария Росарио Джексон, директор Urban Institute's Culture, Creativity, and Communities Program.
С помощью арта мы “инсталлировали” мост в сознание геничан – на новом, метафизическом уровне, который также важен, как и материальный. Это действительно мост в будущее, которое они теперь будут строить осознанно, с пониманием перспектив и возможностей. Имеется виду метафизика брендирования, “эмо-капитализм” - когда продаются эмоции, когда городская культура рассматривается как продукт эмоционального капитализма, когда ключевую роль играет визуальное потребление, когда экономический и эмоциональный дискурсы сходятся в одной точке.
Мост как бренд – идеальный промо-продукт в культурном туризме. Сильный символ – действенный инструмент для выстраивания идентичности, а также для продвижения и развития территории. В этом смысле мост – новая реперная точка развития города, выработки новых стратегий.
Барселона получила огромный приток туристов, “эксплуатируя” наследие Гауди. Ведь она – не единственный город с прекрасным климатом и близостью к побережью. Точно так же Геническ – не единственный курортный город в Украине. Это и проблема оригинальной сувенирной продукции. Что предлагать в качестве символа? Море? Чаек? Баркасы? Это есть у всех приморских городков. А мост – уникальный объект и его музеефикация – абсолютно логичный элемент, как штамп “подтвержденной аутентичности”, который актуализирует наследие, делают его привлекательным и интригующим.
К слову, в Геническе ранее уже предпринимались попытки брендирования, ничем реальным не закончившиеся. Сейчас есть повод вернуться к этому процессу – в новом формате коммуникации и кооперации. Самоидентификация должна быть на современном уровне. Подчеркнем, что проект фокусировался не столько на результате в форме выставки и паблик-арта, сколько на живом интерактивном творческом процессе, открытом для участия публики. Цель проекта - выстроить новые социальные связи внутри города и объединить различные сообщества для выработки механизма сотрудничества и взаимодействия между культурными институциями, городской администрацией и горожанами для возрождения и переосмысления уникальных объектов культурно-исторического значения с помощью современного искусства.