Аналогов его визуального стиля в советском кинематографе, пожалуй, не существует, а достоянием нации его творчество считают сразу в трех странах – Украине, Армении и Грузии. Рассказанная в фильме история охватывает тридцатилетний период жизни режиссера – от 1958 года до конца восьмидесятых, в том числе съемки его трех главных шедевров («Тени забытых предков», «Саят-Нова» и «Легенда о Сурамской крепости») и тюремное заключение.
Прекрасно понимая масштабность фигуры Сергея Иосифовича, авторы, тем не менее, пошли по довольно странному пути. Пожелав сделать его интересным для молодежи, режиссеры фильма Серж Аведикян и Елена Фетисова сделали уклон на форму. Важные сцены из жизни героя часто решены в клиповой стилистике. Скажем, местами включается перемотка, и герои начинают напоминать персонажей из какого ситкома. Активно используются стоп-кадры из фильмов и архивные фотографии, в пространстве которых перемещается экранный Параджанов, пытаясь что-то подсказать Ивану Миколайчуку и Софико Чаурели или, например, оседлать Брежнева. При этом разница между продуманностью показанных параджановских кадров и остальным фильмом разительная.
Довольно много вопросов вызывает и поведение главного героя. Нет сомнений в том, что Параджанов был личностью эксцентричной, действенной и веселой, но вместо этого нам показывают самовлюбленного клоуна, тяготеющего к дешевым трюкам и показухе. Для усиления программного тезиса «Параджанова в массы!» режиссеры вводят в фильм мелодраматическую линию и довольно нелепо снятый тюремный эпизод, где главный герой предстает не знающим себе цену человеком, а затюканным стариком, над которым издеваются карикатурные советские зэки. В итоге, многогранная персона «рожденного в Грузии армянина, обвиняемого в украинском национализме» в ленте трансформируется в одномерного богемного тусовщика. Похоже, по мнению авторов, молодежи именно это должно помочь полюбить режиссера.
Лестных слов заслуживает только техническая сторона ленты, в которой видна рука одного из лучших украинских операторов Сергея Михальчука и художников, обеспечивших фильму приличную «картинку», костюмы и декорации. Но даже здесь авторы загнали себя в еще одну ловушку. Ведь почти поп-артовские интерьеры совсем не вяжутся с реалиями советской действительности, а обычные киевские ребята и девушки, окружающие героя, больше напоминают героев «французской новой волны». Не надо быть историком моды, чтобы понять: большинство нарядов и фасонов, которые носят в ленте, едва ли были доступны на прилавках брежневского СССР.
Явно ориентированный на зарубежного зрителя фильм в лучшем случае может побудить в неискушенном зрителе интерес к личности создателя «Теней забытых предков», а в худшем – вызвать праведный гнев у тех, кто его творчество по-настоящему ценит. Чем проще, тем лучше, – решили создатели, но одно дело простыми словами передать суть сложного явления, и совсем другое упростить Гения до уровня обывателя.
Тарас Сасс,
Школа кинокритиков ОМКФ