ГоловнаБлогиБлог Бориса Малишева

Что подписано в Минске о конфликте на Донбассе?

С самого начала конфликта на Донбассе в СМИ развернулась настоящая масштабная манипулятивная война за воздействие на сознание широких масс населения. И если российские и пророссийские СМИ нередко пользуются методами явного искажения фактов и «придумывания» несуществующих событий, то отечественные пиарщики от власти предпочитают умалчивать важную для общества информацию, предоставлять ее в существенно урезанном виде. Предвыборная гонка подключила к этим информационным боям дополнительных участников в виде политических сил, которые намерены получить голоса избирателей на фоне критики действий президента Украины.

Фото: EPA/UPG

Таким образом каждое значимое событие, связанное с ситуацией на Донбассе, тотчас обрастает десятками противоположных интерпретаций, которые буквально навязываются обывателю с помощью телевидения, интернет сайтов и социальных сетей. Формирование «нужных» установок и оценок происходит самым безапелляционным образом, часто путем применения специальных технологий. Та или иная оценка события подается как единственно верная, несмотря на наличие других вполне обоснованных точек зрения.

Не стал исключением и факт подписания Минского Протокола и Меморандума к нему. На эту тему существует достаточно много спекуляций и упорно насаждаемых мифов. Поэтому имеет смысл дать рациональный, без эмоций, анализ текстов указанных документов, а читатель пусть сам составит свое мнение о значении и последствиях для Украины данных договоренностей.

Как известно, Протокол от 05 сентября является результатом работы Трехсторонней контактной группы (Украина, РФ, ОБСЕ). Правда, интересы Украины представляет не совсем стандартный для международных отношений субъект (экс-президент Украины). Президенты Украины и РФ позитивно относятся к подписанию Протокола хотя бы по той причине, что в его преамбуле указано, что он принят во исполнение мирного плана каждого из них.

Текст Минского Протокола спустя несколько дней после подписания обнародовала не украинская сторона, а интернет сайт ОБСЕ, что дало дополнительные аргументы критикам президента, который еще до публикации Протокола начал активные действия по исполнению его положений.

Основное значение Протокола - в договоренности о прекращении огня и обмене заложниками. Несколько важных тезисов по поводу других пунктов Протокола: 1) в Протоколе нет упоминаний ДНР или ЛНР; 2) из Протокола не понятно, кого представляют А. Захарченко и И. Плотницкий; 3) Украина берет на себя обязательство принять два Закона: а) о временном порядке местного самоуправления в некоторых районах Луганской и Донецкой области и провести соответствующие выборы в органы местного самоуправления согласно указанного Закона; б) об освобождении от ответственности и запрете преследования лиц, связанных с событиями на Донбассе; 4) Протокол устанавливает необходимость выведения всех незаконных вооруженных формирований, военной техники, боевиков и наемников с территории Украины. То есть стороны признали наличие всех видов перечисленных незаконных субъектов на Донбассе; 5) в Протоколе нет положений, которые бы обязывали украинские вооруженные силы совершить какие-либо маневры; 6) в Протоколе есть упоминание о децентрализации государственной власти в Луганской и Донецкой областях, но нет упоминания о федерализации.

Таким образом, после оглашения прекращения огня и принятия двух Законов от 16 сентября, Украина по сути исполнила все свои обязательства по Минскому Протоколу (п.1,3,5,6,9 Протокола). В то же время остались невыполненными только те пункты Протокола, которые защищают интересы Украины, и исполнение которых от Украины не зависит. Речь идет об обеспечении постоянно действующего мониторинга украино-российской границы с верификацией ОБСЕ (п. 4 Протокола), а также о выведении с территории Украины незаконных вооруженных формирований, военной техники, боевиков и наемников. (п.10 Протокола).

Несмотря на такой дисбаланс в степени исполнения обязательств, участники 19 сентября принимают Меморандум, направленный на детализацию положения Протокола о прекращении огня, поскольку стороны обвиняли друг друга в многочисленных нарушениях этого пункта.

С какой целью был подписан Меморандум? Ответ прост: для того, чтобы установить специальные процедуры и механизмы, направленные на обеспечение реального прекращения использования оружия. Для этого в Меморандум заложены три принципиальные позиции: 1) создание так называемой «зоны прекращения огня», которая представляет собой 30 км полосу между зафиксированными по состоянию на 19 сентября позициями вооруженных сил сторон конфликта; 2) запрет на использование крупнокалиберного оружия и боевой авиации; 3) развертывание структур миссии ОБСЕ в зоне прекращения огня, для чего последняя будет поделена на секторы. В связи с этим стороны конфликта обязаны демонтировать все минно-взрывные инженерные заграждения в указанной зоне.

Кроме того Меморандум содержит повтор важного для Украины положения о необходимости выведении с территории Украины незаконных вооруженных формирований, военной техники, боевиков и наемников. Добавлено, что указанное выведение происходит при мониторинге ОБСЕ.

При обсуждении Меморандума осталась незамеченной смена статуса некоторых его подписантов. Если в Протоколе статус подписей Захарченко и Плотницкого был неопределен, то в Меморандуме они приобрели уже статус «представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей».

Борис Малишев Борис Малишев , експерт з публічного права і прав людини, доктор юридичних наук, професор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram