Качество госуправления и задачи экономического роста

Экономика в этом году резко падает. Ожидается, что власти будут принимать трудные и непростые решения, из которых многие будут непопулярные. Тогда эти решения надо правильно объяснять. Чтобы бизнес понимал, в чем мотивы государства при принятии этих решений. Чтобы бизнес мог прогнозировать дальнейшее развитие событий. В то же время, экспертные и бизнес-сообщества, представители общественных и гражданских институтов должны следить за тем, чтобы решения, которые принимает правительство, были бы сбалансированными, чтобы был найден правильный баланс между интересами бизнеса, гражданина и государства. И здесь многофакторный анализ очень необходим, а также многосторонний диалог, который правительство и должно организовать.

Фото: newsradio.com.ua

В рабочем проекте государственного бюджета Украины на 2015 год учитывается инфляция на уровне 13%, рост реального ВВП - 2% при курсе доллара США в 12,5 грн. Отталкиваясь от этих показателей, можно смело утверждать, что в текущей ситуации в Украине без сбалансированного бюджета, когда расходы не должны превышать доходы и наоборот, не может быть экономического роста. И еще одно очень важное условие – экономический рост обеспечивается структурными и институциональными реформами. Но, почему мы их не проводим?

К примеру, если у нас есть демографические риски, то надо - либо повышать пенсионный возраст, либо увеличивать налоговые ставки. И об этом не может не идти речь, когда рассматривается проект госбюджета на 2015 год. Если сумеем решить эту проблему, тогда сможем уйти от дальнейшего повышения налогов. Но прежде чем приступать к этой работе, следовало бы поставить ключевой вопрос: «А есть ли у президента и премьер-министра страны Программа новой экономической политики? Какие варианты или комбинации будут теперь реализовываться?»

Ведь старая экономическая политика, ориентированная на интеграцию с Россией, уже не действует. Сейчас у нас есть благородная цель – стать членами Евросоюза. Но, что в следующем году будет делать правительство в экономической сфере для достижения поставленной цели? И пора властям уже осознать, что бедные страны со слабой экономикой никому не нужны. А те последние дискуссии в СМИ и информационные выбросы в ходе телевизионных ток-шоу о якобы готовящемся очередном повышении налогов, значительном сокращении госсектора и прочее, прочее только сгущают туман непонимания: какая же всё-таки будет у нас новая экономическая политика?

А, по-моему, эта политика должна быть очень четкая по всем основным позициям: роли государства, создания конкурентной среды, формирования госбюджета развития, особенностям денежно-кредитной политики и т. д. И, конечно, что будет делать НБУ, чтобы нормально существовала экономика. В частности, одни эксперты сейчас настаивают на резком снижении процентной ставки. Другие им возражают, дескать, процентная ставка не может быть ниже уровня инфляции, потому что все банковские активы страны станут убыточными – просто станут резко уменьшаться. И это в итоге будет против экономического роста. Правда, у многих чиновников нет понимания сути таких профессиональных дискуссий.

Более того. Качество государственного управления сегодня, мягко говоря, не соответствует задачам экономического роста. Особенно в эти дни оно должно быть наиболее прозрачным, используя лучшие европейские практики, и со стройным распределением полномочий. Как отмечают эксперты, только создание стройной системы управления позволит получить дополнительно от 1,5% до 2% экономического роста в стране. Уверен, в течение нескольких ближайших лет этот потенциал был бы успешно реализован в нашей стране.

К сожалению, уже ни для кого не секрет, что сегодня система государственного управления – одно из самых слабых звеньев в общей цепи обеспечения экономического роста в Украине. А сколько здесь еще не решенных проблем?! Полномочия между Киевом и регионами. Децентрализация доходов и в целом финансовых ресурсов, и т. д. Выполнение этих задач на местах также даст новый экономический рост через более успешные регионы.

В соответствии с проектом госбюджета Украины в январе 2015 года планируется поднять минимальную зарплату на 39 грн., пенсии - на 30 гривен. Однако, заработная плата в нашей стране, особенно в реальном секторе экономики, до сих пор существенно превышает качество выполняемых работ и растет всегда быстрее производительности труда. А ведь каждый год, когда у нас зарплата растет быстрее производительности труда, в Украине неизбежно уменьшается экономический рост. И это на руку было только олигархам. Зато государство сейчас снова ставит новые ориентиры по повышению зарплат на 2015 год. Но если у нас падение ВВП до 7%, то зарплата не может расти. Ни в госсекторе, ни тем более в реальном секторе экономики. В противном случае регионы вынуждены будут обращаться в Киев за финпомощью, а далее будут сняты расходы с инвестиций, других направлений развития и брошены на зарплаты. И это тоже – против экономического роста Украины.

Да и сама структура проекта госбюджета страны на 2015 год просто ужасная. Надо как минимум перераспределять средства на инфраструктурные цели, на качество образования и качество здравоохранения. Сегодня же структура бюджета не отвечает экономическому росту. Думаю, в том числе и потому, что у нас нет достаточной грамотной экспертизы, балансов и противовесов в системе государственного управления и т.п. И, наконец, роль парламента должна быть достойной при принятии государственного бюджета на 2015 год. При обеспечении, конечно, честных и справедливых выборов 26 октября, и без того административного ресурса и искажений, которые мы видели ранее на выборах в ВРУ.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram