В этом смысле, законопроект об очищении власти, принятый Верховной Радой на вечернем заседании во вторник, 16 сентября, стал настоящим качественным прорывом. Да, и сам текст, и особенности его голосования в сессионном зале можно критиковать, можно обсуждать, однако, на сегодня важен факт создания законодательных предпосылок для очищения власти. Впервые в Украине сформулированы критерии, в соответствии с которыми, во власть должны прийти люди новой формации. Это не просто прогресс. В нынешних условиях это – спасение Украины как государства.
Возможно закон, не во всем совершенный, не настолько жесткий, как хотелось бы некоторым политическим силам, особенно радикального толка, но это нормативный акт, который формирует правовую базу. И авторы проекта, и Рабочая группа учитывали мировой опыт, международные стандарты.
Закон нужен, он принят вовремя, быт может, с некоторым запозданием (что можно объяснить процедурными моментами), но без этого закона нас ожидала бы «люстрация улицы». Фактически без люстрации мы не могли бы двигаться дальше, государство внутри себя дало бы трещину. Некоторые говорят о мягкости закона, о половинчатости – возможно, документ неидеальный. Но для Украины полезнее быть в рамках Конституции и в стандартах международного права, чем в таком серьезном деле руководствоваться документом, который не отвечает высоким мировым стандартам.
Теперь по сути. Под люстрацию подпадают лишь чиновники на руководящих должностях, которые работали при прошлой властной команде, члены их семей (или кто живет с люстрируемым), а также те, кто обвиняется в пособничестве сепаратистам (и их вина доказана). Помимо этого, люстрационный департамент Министерства юстиции (который должен быть сформирован в Министерстве юстиции) проверит всех тех, кто не сможет объяснить происхождение имущества или капиталов.
Каковы последствия? Я очень надеюсь, что такой цивилизованный закон о люстрации приведет к естественному, эволюционному и давно назревшему очищению власти. И не только от коррупционеров, не только от людей, формировавших теневые схемы и воспринимавших государство, как кормушку. Я бы очень хотел и вижу, что мы к этому придем, чтобы в Украине сформировалась новая культура власти, новая политическая культура. Мощным проявлением этой новой культуры власти стал ЕвроМайдан. Он заложил надежду на прозрачность, открытость, новых людей, новые подходы. Крепкая связь с народом. Именно открытость власти, прозрачность и простота процедур, приход совершенно новых людей, позволят быстро преобразить Украину. Нам очень важно сейчас усилить мощный импульс к обновлению, к очищению и к прорыву в европейское цивилизационное будущее, который есть и в украинском обществе, и, что важнее, в украинской власти. Ведь как можно строить государство новой формации, как можно пытаться воплощать то же инновационное будущее с помощью устаревших методов?!