ГоловнаБлогиБлог Андрея Степаненко

Зоофетишизм

«Вот, что получается, когда исследователь вместо того,

чтобы идти параллельно и ощупью с природой,

форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».

(Филипп Филиппович Преображенский, персонаж повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Год назад я уже писал статью о том, что нашему законодателю не везет на законы, касающиеся животных. Они получаются то юридически безграмотными, то биологически, то невыполнимыми на практике. Однако, народные избранники не оставляют потуги возвысить животных в правах до людей и выдают новые и новые литературные перлы. Таковыми стали законопроекты №6598 и №7267, которые Парламент будет рассматривать, в первом чтении, в ближайшее время.

Фото: EPA/UPG

Что имеем?

Итак, кратко пройдёмся по основным тезам новых законопроектов, которые мне бросились в глаза. Проект 6598 дарит нам следующие правила:

1) Запрещается применение к животным механических средств допинга. Если вы владелец лошади и планировали участвовать в соревнованиях – забудьте. Теперь на лошадь можно только смотреть и разговаривать с ней, поскольку шпоры и хлыст запрещены, удила и вожжи – тоже. А вот ленточки в хвосте и бантики законодатель разрешает использовать.

2) Термин «увечье животного» описывается, как осуществление телесного повреждения, что привело к изменению внешнего вида или нанесло ущерб функциям живого организма. То есть теперь, кастрация, купирование рогов у бодливых коров, клыков и хвостов у поросят, подрезание клюва кур (что необходимо для снижения травматизма животных и людей) – это увечья, со всеми вытекающими последствиями.

3) Законопроект предполагает, что регулирование численности диких животных, животных, не содержащихся человеком, но находящихся в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека и бездомных животных осуществляется методом биостерилизации с последующей вакцинацией и клипсованием. Речь идёт о всех позвоночных животных, а не только кошках и собаках. То есть, если соблюдать закон, то в подвалах домов должны бегать клипсованные мыши и крысы, над головой летать клипсованные голуби и вороны, рыбаки должны выуживать из водоёмов клипсованных бычков и окуней, в камышах прятаться клипсованные лягушки и ужи, а в траве бегать клипсованные ящерицы. Именно так, это предусматривает законодатель. И всё за бюджетные деньги.

4) Совершенно прекрасная в своём невежестве норма, что условия использования животных в сельском хозяйстве должны соответствовать их физиологическим, видовым и индивидуальным особенностям, а также удовлетворять их естественные потребности в кормах, воде, сне, движениях, в естественной активности и другие потребности. Начнем с того, что любая современная ферма – это место повышенной скученности животных. Нигде, в естественных условиях, вы не найдете 15 тысяч кроликов на 20 сотках поверхности и миллион кур на двух гектарах. Плата за это – снижение естественной активности, стеснение движений. Содержание животных и птицы в клетках, а водоплавающих птиц и нутрий без водоема, также не отвечает их естественным потребностям. Если исполнить закон, то площади ферм должны будут увеличиться в сотни раз, всё существующее оборудование и технологии заменены – производство станет нерентабельным.

Стоит ещё добавить, что естественные потребности животных и птицы в кормах явно не предполагают наличия в них премикса, кокцидиостатиков, антиоксидантов, синтетических аминокислот и прочих достижений зоотехнической науки, исключение которых снизит темпы роста и повысит себестоимость продукции в разы. Я лично всегда негативно относился к насильственному откорму гусей для получения жирной печени (фуа гра), но всё еще есть спрос и предложение, поэтому для гурманов, хочу отметить, что принятие закона сузит и их меню.

Раз законодатель указал, что следует удовлетворять и «другие потребности» животных (то есть, все), то можно описать и их половые потребности. Сейчас размножение и подбор пар осуществляется человеком, с учётом кормовой базы, плана оборота стада, емкости фермы, что полностью не соответствует духу законопроекта. Когда у коровы течка, ей бы хотелось уединиться с быком, а не с техником-осеменителем, а курицам-несушкам, проводящим всю жизнь в клетке, петухов подавай. Молодые телята имеют естественную потребность в молоке, подчёркиваю – в молоке, а не в ЗЦМ (заменителе цельного молока), которым их выпаивают, поэтому с полок магазинов молочная продукция исчезнет, ибо закон дарует её телятам.

5) Ещё одна норма законопроекта – запрещается проводить забой животных до потери ими сознания. Вообще-то, технология промышленного убоя и так предполагает предварительное электрооглушение животного или птицы, перед вскрытием сонной артерии и яремной вены (смерть наступает от потери крови). Но в домашних хозяйствах нет такого оборудования. С испокон веков птицу, кроликов, мелкий скот, свиней забивали, когда они в сознании. Запрещая то, что существовало тысячи лет, законодатель не предлагает альтернативы, фактически ставя вне закона всё население, имеющее дома сельскохозяйственных животных.

6) При проведении таврования, биркования, обезроживания, кастрации применяются методы обезболивания. Вообще-то, обезболивание и раньше применялось, например, при кастрации жеребцов, другие же виды животных (быки, хряки и прочие) нормально переносили все процедуры и без анестезии. Фактически, такая норма просто повысит себестоимость продукции.

7) Запрещается дарить домашних животных как призы, награды или премии. С одной стороны, есть обычное правило – когда ребёнок просит у родителей купить щенка или котенка, те говорят, что такая покупка возможна, если он будет хорошо учиться. То есть, в обычной жизни животное нередко становится наградой за определенные достижения. С другой стороны, юридической, животное – это собственность. А, следовательно, запрет на отчуждение, нарушает охраняемое Конституцией Украины право собственности (право владения, пользования, распоряжения).

8) Запрещается умерщвлять животных путем утопления, удушения, использования веществ, которые приводят к отравлению, электрического тока. С одной стороны, эта норма однобока, поскольку фактически разрешает умерщвление животных путем сожжения, раздавливания, четвертования, расстрела… Можно ещё перечислять. С другой стороны, как следует поступать, например, при проведении дератизации (уничтожении крыс и мышей)? Все существующие технологии сводятся в основном к отравлению этих животных, хотя есть ещё и электро-ловушки, убивающие грызунов током. Как я уже отмечал, запрещая существующее положение вещей, законодатель не предлагает альтернативу.

9) Запрещается обнародование (публикации с описанием, визуально или аудио демонстрации) убийства животного и его пропаганды или рекламы. Вот эта норма закона мне очень даже нравится, хотя может не понравится всем, без исключения, «зоозащитникам». Ведь сегодня они пополняют свои скудные ряды, публикуя в социальных сетях душераздирающие истории о страданиях и мучениях бродячих животных, убитых людьми (потому, что коммунальные службы не выполняют свои обязанности по отлову). Как правило, такие истории подкрепляются фотографиями или видеозаписью предсмертной агонии животного, которую долго, с упоением, снимал в HD-качестве «любитель животных», млея от предвкушения количества лайков и внимания, которое удастся привлечь к себе, распространяя это видео. И вот, со вступлением с силу закона, наконец-то, демонстрация этого их «зоо-некро-порно» будет запрещена.

10) Законопроект предполагает временное изъятие животного, если есть угроза его жизни и здоровью, по решению работника Национальной полиции, до вступления в законную силу решения суда в деле об административном правонарушении. Тут сразу ряд проблем. Во-первых, насколько компетентны полицейские для определения наличия угроз жизни и здоровью животных? Они ведь курсы специальные не проходят. Во-вторых, фактически получается, что происходит конфискация частной собственности без компенсации её стоимости и решения суда, что противоречит статье 41 Конституции Украины. Нужно отметить, что в силу ряда причин, судебные дела об административных правонарушениях запросто могут слушаться годами. За это время животное может умереть в месте своего содержания. В-третьих, не описана материальная и иная ответственность стороны, которой передаётся животное, в случае его смерти по любым причинам и создания, таким образом, ущерба владельцу.

11) Проект закона вносит изменения в статью 299 Уголовного кодекса Украины, определяя как преступление, публичные призывы к совершению деяний, имеющих признаки жестокого обращения с животными, а также распространение материалов с призывами к совершению таких действий. Вот тут хочу остановиться поподробнее. Ниже привожу снимки переписки и комментариев «любителей животных», которые проводили сеанс публичного группового фантазирования на тему того, что следует сделать с ребенком, который в фейковой новости якобы убил кошку. Количество людей, привлеченных к ответственности за публичные призывы расправы над ребенком (по ложному (!!!) обвинению), на момент написания статьи – 0 (ноль). Не рано ли нам говорить о защите животных, если мы собственное будущее - человеческих детей - защищать не научились?

12) Совершенно феерическая глупость, изложенная в законопроекте – это изменения в Уголовном процессуальном кодексе Украины, предполагающие установление причин смерти животного. Судебная и криминалистическая медицина, как наука, развивалась сотни лет. Миллиарды человеко-часов научной работы было потрачено для отработки способов установления и доказывания причин гибели людей. И сегодня законодатель хочет создать, с нуля, нечто подобное в сфере ветеринарной медицины. Учитывая, что человек – это один вид, а позвоночные животные – это 1,2 миллиона видов. Вы себе представляете следователя «убойного отдела», фотографирующего труп собаки на обочине дороги? А отчётность полиции, что за неделю в городе найдено 800 трупов животных, из которых 400 – «глухари», 200 – несчастные случаи и ещё 200 – заказные убийства? А снятие показаний с колхозника, который зарезал курицу, когда она была в сознании? Весь этот сюрреализм живет в головах «зоозащитников».

Думается мне, что со стороны органов полиции будет иметь место тихий саботаж этого закона. Всё потому, что каждый полицейский внутренне осознаёт, что он делает очень важную, опасную и весьма неблагодарную работу. Он ежедневно сталкивается и пропускает через свое сознание все виды мерзости, существующей в мире – убийства, разбои, изнасилования, наркомания… Всё это за мизерную зарплату. И вот в стране, занимающей лидирующие позиции по уровню преступности, ему предлагают расследовать и найти «злодея», который держит кролика в тесной клетке, и того, кто прибил бродячую собаку, покусавшую прохожих. Более сочный плевок в душу трудно и придумать.

13) Умиляюще наивным выглядит положение законопроекта о том, что запрещается бросать животных на произвол судьбы. Как вы думаете, это будет работать? Вот решил горе-владелец избавиться от животного – вывез подальше и выпустил. А если животное зарегистрированное, ещё и заявление написал, что его украли. И всё. Вопрос решён. Как этому помешать? Никак. Мертворождённая норма.

Как это исполнять?

Стоит обратить внимание читателей, что принятие и реализация любого из обсуждаемых законопроектов повлечет ощутимую нагрузку на бюджет – создание и содержание приютов для животных, их кормление и ветеринарное обслуживание, ведение реестров животных, оплатная конфискация, судебные издержки и так далее. А бюджет не резиновый и денег в нем больше не становится, от принятия такого закона. Поэтому, если сегодня вы возмущаетесь, что в домах, школах, больницах и детских садах нет отопления, то помните, что с принятием этого закона ситуация ухудшиться, поскольку возникнет новый канал вымывания денег. К слову, приюты для животных тоже нужно отапливать.

Я проанализировал один законопроект из двух – № 6598. Унылый продукт. Второй - №7267 – не лучше, но о нем я напишу чуть позже.

Что стоит сделать сейчас?

Народному депутату не обязательно быть специалистом во всех сферах сразу. Для этого есть учёные, советники, консультанты. Законодатель должен быть мудрым – оперировать той системой ценностей, которая присуща зрелому, образованному, здоровому, духовному, успешному человеку. Неся эту систему ценностей в общество и прививая её.

Но мудрость предполагает, что при подготовке проекта закона нельзя принимать во внимание мнение людей, не имеющих соответствующей компетенции и говорящих языком эмоций. Текст такого законопроекта должен писаться юристами и учеными в сфере зоотехнической и ветеринарной науки, с учётом материальных возможностей, технологий и обычаев нашего общества, сложившихся традиций и ценностей. Зоозащитным организациям и активистам можно доверить счастье самостоятельно оплачивать расходы на реализацию закона, разрешить общественный контроль за исполнением, но никак не его написание.

Андрей Степаненко Андрей Степаненко , Генеральный директор консалтинговой компании «Гранд Иншур»
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram