Майдан. В точке призрачного равновесия

Новогодние праздники объективно сняли напряжение по линии Майдан – власть, подвесив ситуацию в подобии равновесия. В то же время оставив все проблемы нерешенными, более, выкристаллизовав или обострив целый ряд противоречий.

Фото: EPA/UPG

Сначала о предновогодних победах Майдана. К таким можно отнести Автомайдан в Межигорье и массовый и феерический Новый Год на Майдане. В первом случае можно констатировать отсутствие провокаций (чего боялись все, и со стороны Майдана, и со стороны вменяемых людей во власти) и демонстрацию власти ее уязвимости (300 метров до ворот Межигорья – это не палатки на Крещатике). Во втором (Новый Год) – думаю, даже самым радикальным из ястребов во власти стало понятно – все само собой не рассосется.

К еще одной, во многом неоднозначной победе Майдана, можно отнести нервную, но в то же время весьма показательную, реакцию Рината Ахметова на демарш Демальянсовцев в Донецке. Которую лично я бы перевел как «я готов садиться за стол переговоров, на устраивающих меня и вас первоначальных условиях: независимость, целостность, европейский выбор. Но четко определите субъекта с вашей стороны (не этих же мальчиков, без обид, друзья из ДА) и давайте снимем лозунги и начнем говорить рационально». Я не знаком лично с Ринатом Леонидовичем, возможно, люди знающие его, как-то по другому истолкуют то, что произошло, но на языке политико-бизнесовых знаков, лично я расшифровал его действия и заявления именно таким образом.

Очевидным поражением Майдана стала провокация во время факельного марша. В то же время именно она позволила вывести разговор о будущем Майдана на совершенно иной уровень. Явственно проявив то, что даже Киев не готов разговаривать с западной Украиной языком факельных маршей и легендизации Бандеры. Что же касается юга и востока Украины, то подобные действия и лозунги, и это очевидно уже всем, вызовут лишь отторжение.

Со своей стороны власть проявила отсутствие четкой и понятной стратегии на свою защиту. «Рассосется» – уже не работает. Наезды работников ГАИ с вызовом для составления протокола и отбор водительских прав у тех, кто почему-то решил все-таки потратить время и явиться в ГАИ, выглядит ныне как издевательство властью над собой и ее роспись под декларацией о собственном бессилии. Нет. Конечно, будут точечные удары по активистам, но они будут именно точечными и скорее будут следствием идиотизма местных властей или действий провокаторов, но это точно не будет нечто массовое и настолько значимое, чтобы принципиально изменить нынешнее равновесие в сторону власти.

В результате можно констатировать, что Майдан ныне не в состоянии повалить власть или добиться даже небольших уступок с ее стороны, власть, жестко предупрежденная Западом, не знает, как выстраивать логику отношения с Майданом, дабы снять с себя эту головную боль.

С другой стороны, очевидно, что власть исчерпала возможности для нейтрализации Майдана (повторюсь, те которые у нее остались после снятия с повестки дня силового сценария), но вот как раз возможности Майдана, с моей точки зрения, не исчерпаны и на треть. Да, есть психологическая усталость и с точки зрения человеческого ресурса повторить 1 декабря, скорее всего, не получится.Но людей хватает, а стихийная ротация позволяет держать на Майдане достаточно людей, дабы не превратить его в Печерский суд. В то же время вопрос развития Майдана и его перехода к планомерной наступательной активности пока выглядит весьма проблематично. В чем причины? Как ни банально, они субъектны.

Четыре центра интересов внутри трех главных политических сил Майдана. Прошу не обижаться различные группы общественности и молодые и перспективные партии, но их уровня узнавания и влияния на события ныне хватает на те или иные более или менее крупные акции. Стать серьезным субъектом развития Майдана у них физически не хватает сил. Да, многое удается, многое становится массовым, тот же Автомайдан под Межигорьем, но это тактические, пусть и яркие шаги. Стратегия же успешного наступления подразумевает несколько иное.

Поэтому вынужден констатировать, что основная проблема Майдана и ответственность за его будущее ныне персонализирована на четырех субъектах. Кличко, Яценюке, Турчинове и Тягныбоке. И отсутствие договоренностей, гарантий договоренностей, а, как результат – единой стратегии – именно это приводит к нынешнему ступору.

В чем противоречия? Казалось бы, что может быть проще договоренностей по Конституции 2004, распределению ролей, куда можно де-факто включить и Тимошенко, и Порошенко. С учетом того, что в ближайшее время именно ВР и, возможно, переходное правительство могло бы стать главным действующим фактором в стране, именно количество голосов в ВР, а не абстрактные рейтинги, должны стать определяющим среди договаривающихся сил.

Именно отсутствие такой договоренности приводит к тому, что ПР, которая сама находится в революционной ситуации, пока еще держится более-менее монолитно. Могу гарантировать, что на следующий день, после договоренности оппозиционных сил и заявления ответственных персоналий, большая часть регионалов побежит по указанным адресам. Кто-то за гарантиями отсутствия уголовных дел в будущем. Кто-то за право влиять на работу какого-то министерства или обладминистрации.

Кроме того. Присутствие большого количества субъектов, которые между собой не договорились – главный фактор, который сейчас блокирует возможность проведения переговоров с отечественными олигархами. Пока они боятся силовых решений если не против себя физически, то против своего бизнеса. Если поймут, что есть центр принятия решений – сами пойдут на разговор и сами организуют политическую стачку на востоке и юге страны. Почти шутка.

Дальше. «Стратегия» Майдана, о существовании которой так долго говорили все лидеры оппозиции, пока остается пожеланием. А фраза «мы идем на восток и юг» – только фразой. Даже если допустить, что найти общий язык лидерам оппозиции не удается, то активные тактические действия по расширению Майдана на восточную и южную Украину, дали бы дополнительный толчок и вывели ситуацию из равновесия. Уже не раз писал, что 300 тысяч человек в Харькове даст столько же в Днепропетровске и т.д. До Донецка даже ехать не нужно будет, перед угрозой социальной революции (а движение на восток объективно поднимет значимость социальной стороны нынешних протестов), регионалы сами сольют Азарова и, коль Янукович будет за него цепляться, еще и Януковича.

Вот только дальше разговоров об «экспансии Майдана» дело не движется. Боятся, мол, Харьков не поднимется? Помнится, на совещании 22 ноября, накануне акции 24 ноября, один из лидеров оппозиции сильно засомневался, что народ выйдет. На что пришлось парировать, что если народ не выйдет сейчас, то о 15-ом годе можно в принципе забыть. Да и вообще, чтобы народ вышел, нужно поработать. Например, напечатать полмиллиона листовок и через активистов и своих сторонников их раздать. Идея этому лидеру понравилась, он пообещал напечатать и лично эти листовки раздать… Напечатал или нет, раздавал или нет – не знаю, но напечатал штаб другой партии. Триста пятьдесят тысяч таких листовок волонтеры раскидали по городу 22 и 23 ноября…

Я о том, что коль хотите поднять народ в регионах, то нужно не думать – поднимутся или нет, а ехать в регион и проводить активную кампанию. На Кличко, Яценюка и, тем более, Тягныбока – ни восток, ни юг не выйдут. Они выйдут за идею. Понятную и приемлемую для востока и юга.

Кстати об идеях. И это тоже проблема лидеров. Ну не работает: «Героям слава!» Ну, даже для меня не работает. Давайте найдем и понемногу введем на Майдан абсолютно новую лексику, новые лозунги, новые смыслы, новые идеи! И здесь свою добрую волю должен проявить в первую очередь Олег Тягныбок. Отказавшись как минимум от наиболее радикально-правых лозунгов. Чем их заменить – найдется. Просто бросьте идею в ФБ.

И последнее, о чем хотел сказать особо. Надо сказать большое спасибо нынешней власти. Которая подготовила уголовные дела, пока по факту, но с очень быстрым выходом на персоналии, по целому ряду статей УК. Начиная от хулиганки и заканчивая «насильственной сменой». Может именно этот фактор сможет превратить группу людей, преследующих личные амбиции, в группу людей, которые,наконец, поймут, что они сидят в одной лодке. Вдалеке виден берег, но против них отлив. И пока они будут грести в пол силы, стараясь не уставать и уморить соседа, толку не будет. Берег не приблизится. В этом случае призрачное равновесие не может быть вечным. Раньше или позже их всех снесет в море…

Анатолій Велімовський Анатолій Велімовський , кризовий менеджер
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram