Собирали группу не очень часто, говорили в основном по-английски, вдумчиво заслушивая налоговый опыт отставных министров-специалистов из соседних стран — по одной стране на каждое собрание. Украинская специфика никого тогда не интересовала, пока, наконец, всего через пару месяцев заморские министры (уже Украины) не поняли, что ничьё чужое на нашу благодатную почву не ляжет.
Минэкономики грамотно решил от налогового процесса самоустраниться: у его многотысячного аппарата есть заботы поважнее налоговой стратегии, а Минфин, смекнув, что сам в нашей диковинной стране мало что понимает, обратился к частной фирме с приобретенным знаменитым названием, чтоб та за скромное вознаграждение, выраженное в миллионах евро, вместо него за него сработала, наваяв очередной кодекс по своему разумению.
В середине декабря ваятели явили миру свой продукт, после чего и выяснилась его полная негодность — ни с точки зрения бизнес-условий, ни с точки зрения хотя бы теоретического прохождения через наш Парламент.
Хорошо, что Налоговый комитет ВР, прекрасно всё предвидя и зная цену как Минфину, так и именитым самозванцам, параллельно готовил свой — настоящий — проект. Все слои бизнеса и все фракции готовы были его поддержать, но тут Президент заявил, что, хотя этот проект ему тоже нравится больше, за основу придется принять не его, а то, что накуралесили самозванцы и что почему-то стали называть проектом и без того очень любимого Правительства.
Справедливости ради стоит отметить, что решение это принял не столько Президент, сколько Вице-Президент, который улетел, но обещал вернуться. Вице ориентировался на Фонд, а Фонд — на перевод обоих проектов, подготовленный в Минфине с его же комментариями, и никого больше не слушал.
Правительство, однако, достаточно быстро сообразило, что подсунутый ему самозванцами проект и непроходимо туп, и непроходим вообще — в ВР в том числе. Оперативно решили ориентироваться на то, что есть в стране сейчас, а потом из того, что имеется в обоих проектах, сварганить нечто среднее — то ли из ежа, взятого за основу, делать ужа (точнее — Южа), то ли наоборот, отодвинув при этом налоговую реформу ещё на годик.
Первые лица страны — Голова ВР, Премьер, министры — лично в сопровождении депутатов-специалистов и просто специалистов добавили в действующее законодательство необходимые улучшения, подготовив тем самым как бы временный кодекс на год, полностью отличный от того, что создал Минфин с самозванцами, успешно освоившими крутой грант. Казалось бы, всё — супер, тем более, что почти всё почти все с почти всеми почти согласовали.
Ну разве что — кроме отмены сельхозспецрежима, но за аграриев никто (кроме них самих) с душой не вступался, помня, как полгода назад они ради этого спецрежима кинули всех остальных, дав недостающие голоса за дикие НДС-счета,— вот тогда на душе у всех и осталось в отношении аграрного лобби нечто несмываемоe.
Так или иначе, пожертвовав на этот раз самими аграриями, все были готовы к празднику.
Тут-то и дала о себе знать обратная сторона рискованной стратегии тянуть процесс до елочки. Сообразив, что теперь не они зависят от кодекса и бюджета, а кодекс и, следовательно, бюджет — от них, депутаты, используя дефицит времени как средство уже своего шантажа, стали после всех согласований активно предъявлять свои хотелки — вплоть до включения в Налоговый кодекс перевыборов мэра в Кривом Роге.
Подключились к процессу и те члены Налогового комитета, которые прежде о нём не вспоминали даже при больших-пребольших праздниках,— хотелки оказались и у них. Причём вывалили их все как раз накануне намечавшегося принятия. И было это всё в самый короткий день года — как символично!
Старые знатоки процесса запаслись, конечно, на всякий случай голосами из враждебного лагеря — там достаточно любителей неожиданно голосовать "ради страны" (это парламентский сленг), но оказалось, что и этого может быть недостаточно. Правительство само подвесило себя за кодекс, и в оставшуюся неделю все могут просить у него что угодно, как у Деда Мороза.
Ну а мне лично — если изменения на год не пройдут, будет очень жаль. Отказавшись от белиберды Минфина, их сделали не такими уж плохими.
Явное улучшение администрирования и уменьшение произвола в сфере НДС — касательно и спецсчетов, и возмещения;
переход в обложении прибыли от авансов по прошлому году к платежам по реальному факту;
подоходный — по единой ставке 18% вместо 15 + 3,6%/20 + 3,6% с явным упрощением расчёта;
ЕСВ — по фантастически низкой ставке 22%, причём без дифференциации по 65 классам риска;
резкое снижение газовой ренты с 1 апреля;
заодно — отмена дурацкого импортного сбора с 1 января.
ЕН почти не тронули: ограничили оборот 5 млн в год вместо никому не нужных 20 млн и повысили на 1 процентный пункт: теперь он для группы 3 должен быть по ставке 3% + НДС или 5% без НДС — с сохранением обязательного ЕСВ только в рамках минзарплаты, к тому же по сниженной ставке. Гораздо лучше, чем планировали сатрапы.
Обложение пенсий сверх 3 минзарплат благодаря росту этой минзарплаты будет распространяться лишь на 3% пенсионеров, у которых пенсии относительно высокие.
Хотелки остались, разумеется, и у меня (например, сумасшедший рост акцизов на всё вредное обернётся полной тенизацией, но раз Родина хочет попробовать, то пусть убедится, ей будет полезно — как, кстати, и с сельским хозяйством), однако в целом — следует признать: новый — НАШ — вариант не только не хуже того, что есть сейчас, в отличие от варианта Минфина, а наоборот — лучше.
Другое дело, что из-за тупого затягивания процесса Минфином, которого долго ждали, теперь вмешались и хотелки депутатов-шантажистов-лоббистов, да и политика. В том числе тех, кому чем хуже, тем лучше. Теперь они на коне и в ожидании разнообразных подарков.
А не надо было тянуть кота за то, за что теперь тянут Правительство.
Мяу! — громко раздаётся на Грушевского. Значит — скоро будет ёлка. С наступающим! Здравствуй, Кодекс, Новый год...