И ведь никого у нас не удивляет, что если человек берет всё время в долг у других, но, извините, сам на заемные дельги устраивает пьянки-гулянки, покупает дорогие авто, то неизбежно у него будут серьезные проблемы. Это как раз то, что теперь происходит во взаимоотношениях вкладчика, кредитора и заемщика. Правда, уже наступило кредитное похмелье у большинства наших граждан-заемщиков, долги перед банками которых не только не сократились, а и выросли. Правда также и то, что когда менеджеры наших коммерческих банков организовывали выдачу кредитов - совершенно не интересовались платежеспособностью заемщиков. Получая комиссионное вознаграждение с каждой сделки, им было все равно – будет ли кредит возвращен или нет. Ведь это были не их личные деньги, а вкладчиков и инвесторов. Все банкиры получали свои комиссионные. А сейчас, как известно, Фонду гарантирования вкладов физических лиц приходится вместо неплатежеспособных банков выплачивать депозиты вкладчикам в сумме до 200 тыс. гривен. И одновременно Фонд получает имущество и залоги ликвидируемых банков, в том числе речь идет о правах требования кредиторов, аккредитивах, ценных бумагах, недвижимости и денежных средствах.
Откровенно говоря, до сих пор Фонд распоряжался этим имуществом очень и очень неэффективно. Судите сами. «Кабинет министров принял решение о выделении 21,5 млрд. гривен», - сообщил журналистам в четверг 10 сентября директор-распорядитель Фонда Константин Ворушилин. По его словам, в целом в 2014-2015 годах собственные поступления Фонда составили 11,5 млрд. гривен, привлеченные у Национального банка - 20,2 млрд. гривен, у Минфина - 30,1 млрд. гривен.
Почему сам Фонд так мало возвращает денег от реализации имущества ликвидируемых банков? Прежде всего, потому, что, например, в корпоративном секторе применяется исключительно стандартная процедура банкротства или же процедура санации с последующей продажей активов на бирже. Но покупателей всё меньше и меньше. Сегодня, в условиях просто обвального сокращения прямых инвестиций, нужна новая процедура. Какая?
Важно скорее, используя американский опыт, начать в Фонде деятельность финансовых консультантов во взаимодействии с ликвидаторами для грамотного управления имуществом, повышения качества активов и последующей их продажи по более высокой рыночной цене. Сами ликвидаторы с этой задачей не справляются, уже инвесторы сами к ним не идут, поэтому именно финансовые консультанты должны профессионально осуществлять поиск потенциальных инвесторов, в т.ч. за рубежом.
Поэтому, если у А.Яценюка и у В.Гонтаревой проявится инстинкт самосохранения – они смогут провести структурные изменения в экономике, в т.ч. в банковском секторе и на украинском фондовом рынке. Что надо делать? Прежде всего, дать новые точки роста для коммерческих банков и компаний по управлению активами. Просто срочно запускать схему, пусть даже и искусственной расчистки балансов банков от проблемных активов.
Как запустить ее в действие уже сегодня? Это начать перенос стрессовых активов в венчурные инвестиционные фонды. При этом отражать банкам инвестиционные сертификаты ПИФов или акции КИФов по их номинальной стоимости, т.е. не проводить переоценку. Что делать Фондам? Работать самостоятельно и на условиях аутсорсинга с факторинговыми и коллекторскими компаниями. А руководителям КУА и инвестфондов, важно оформлять грамотный учет.
Думаю, уже всем понятно, что «хвост» проблемных активов в банковской системе не даст взлететь нашей экономике. Об этом на различных конференциях и «круглых столах» неустанно говорят зарубежные эксперты и, в частности, представители Мирового банка и Международной финансовой корпорации, работающие в Киеве. Более того международные спонсоры даже оказали нам техническую помощь в создании при НУ «Києво-Могилянска академія» центра медиации по урегулированию в досудебном порядке конфликтов в кредитно-финансовой сфере, издали «Підручник по роботі з проблемними активами банків», предлагают и у нас запустить в практику работу специализированных управляющих компаний и финансовых консультантов по американскому образцу, либо поддержать шведский опыт деятельности специальных инвестиционных фондов и компаний по управлению активами.