Сегодня все более актуальными становятся современные представления о механизмах, лежащих в основе движения цен на финансовых рынках. И, конечно же, совершенствование метода измерения волатильности рынка, позволяющего с большой степенью вероятности предсказывать резкие повороты рынка. При этом специалисты в эти дни также остро и активно обсуждают пути решения как минимум следующих вопросов, какой должна быть процедура, в результате которой возникает необходимость и возможность выкупа проблемных долгов? Как будет решаться вопрос цены при выкупе проблемных долгов? Кто будет оценивать проблемные активы коммерческих банков и нужно ли создавать отдельное специализированное учреждение для такой оценочной деятельности?
Учитывая, что от консервативной до экстремальной оценки состава проблемных долгов, их размер может составлять от 30% до 40% всего кредитного портфеля коммерческих банков, а то и более. И с максимальной долей вероятности предположить: достаточно ли для успешной реализации данного проекта выделить, как минимум, пять ключевых проблемных сфер:
Первая – в сфере государственных финансов из-за частичной неурегулированности отношений, связанных с эмиссией и обращением государственных ценных бумаг. Ведь увеличение объемов внутреннего госдолга требует создания эффективного и целостного механизма управления им. В основе успешной политики управления государственным внутренним долгом должна лежать среднесрочная (5 – 10 лет) Концепция.
Вторая – связана с необходимостью внесения изменений и дополнений в целый ряд Законов Украины.
Третья – требующая скорейшего решения - создание современной расчетно-депозитарной системы.
Появление в настоящее время четвертой проблемной сферы объясняется законодательным вакуумом, в котором оказались некоторые финансовые инструменты (складские свидетельства и другие товарораспорядительные документы, производные ценных бумаг и финансовые векселя). Государство всячески должно стимулировать идею коллективной реструктуризации долга. Прежде всего, власти должны быть заинтересованы в становлении и успешном функционировании рынка долгов. И первый шаг в этом направлении и, в частности, в реструктуризации проблемных активов банков – это создание биржи долгов на основе проекта Закона Украины «Про похідні (деривативи)».
Пятая – совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей институты совместного инвестирования, страховые компании и кредитные союзы.
Одна из самых главных наших проблем, проявившаяся в условиях нынешнего кризиса – это отсутствие в Украине современных денег. У нас нет длинных и дешевых денег. Национального производства! А как же делать свои национальные деньги? Конечно же, не печатать новые эмиссии. А создавать и развивать финансовые институции, которые привлекают длинные и дешевые деньги – это венчурные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Пока у них также преимущественно короткие деньги. Однако Украина точно не выйдет из кризиса без собственной ресурсной базы и инновационных технологий.
Вышеприведенные предложения и рассуждения, конечно, не стоят и гроша, если они не дадут простую возможность финансовым учреждениям, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям повысить доходы и в целом поднять уровень ВВП страны. При этом, реальный сектор экономики и финансовые учреждения, как это мы видим сегодня, не должны крутиться в системе кривых зеркал. Почему так утверждаю? Да потому, что запуская сегодня процессы модернизации экономических связей, Кабмин основной упор делает на цивилизацию не системы как таковой, а отдельных ее элементов.
Такой подход порождает новые проблемы и противоречия. Ведь стратегические надежды на ренессанс кредитной системы и в целом финансового рынка могут быть связаны лишь с возрождением реального сектора украинской экономики, а не исключительно с совершенствованием техники финансовых операций. Как говорится, из действительно пустой шляпы даже по приказу петух не вылетит.