Замечу, спрос в Украине падает, а на падающем спросе потребительская инфляция не бывает. Бывает дефляция, как сейчас в ряде стран Евросоюза. И вот теперь, когда в Украине тарифы естественных монополий выросли на проценты с двухзначными цифрами, то, соответственно, цены в экономике в целом выросли на размер инфляции издержек. Однако, инфляцию издержек (к сожалению, многие чиновники этого не понимают) монетарной политикой изменить нельзя.
Плюс, НБУ с начала этого года довел уровень девальвации гривны до 60%, а учетную ставку поднял до 12,5%. В результате украинские предприятия стали менее конкурентоспособными и, естественно, во-первых, стали платить меньшую зарплату наемным работникам, а, во-вторых, стали меньше платить налогов. Круг замкнулся: Чому бідні? Бо дурні. Чому дурні? Бо бідні. И что делать в этой текущей ситуации?
Прежде всего, нужно нашим властям понимать, что экономика – это цельный организм. Но, к сожалению, у нашего руководства мышление мозаичное. Например, АП выдергивает из экономики один «кусочек» и в нем чего-то делает, КМУ – другой «кусочек» и здесь чего-то, ВРУ – третий… Однако, к сожалению, эти «кусочки» не соединены в единую картину развития. И когда они вдруг пытаются все же эти «кусочки» свести вместе, то получается такая же картинка, как с Минфином, Минэкономразвития и НБУ – пресловутая тройка лебедь, рак и щука.
Однако, если у нас чиновники не хотят замечать уже очевидных вещей, то в Европе этого не могут не делать. К примеру, Ангела Меркель, которая с немецкой экономикой вообщем-то являются основным драйвером всего того, что происходит в еврозоне с экономической точки зрения, не может не обращать внимание на те печальные макроэкономические данные Германии и других стран Евросоюза. А последние финансово-экономические показатели свидетельствуют о том, что европейская экономика снова медленно вползла в серьезный экономический кризис.
Рецессия в Италии – три подряд квартала падает ВВП страны. Минус 0,2% ВВП - в Германии. Снижение в Португалии. Нулевой рост экономики во Франции. Всё это произошло буквально на ровном месте. Хотя еще весной все говорило о том, что экономическое развитие не остановить. Однако в июне – июле остановка экономик произошла. А опережающие индикаторы, которые говорят о том, что будет, - это, прежде всего, инфляционные показатели, они снижаются. В Европе – дефляция. Это свидетельствует о том, что нет спроса. Дефляция может быть страшнее инфляции.
Эту проблему в ЕС может решить только одна организация – это Европейский Центробанк. Поэтому европейские облигации на состояние своих экономик стали реагировать очень бурно. Немецкие «бундосы» (государственные облигации Германии) впервые за всю историю ушли ниже 1%, т.е. таких низких доходностей не было еще никогда. Это говорит о том, что впереди экономику стран ЕС ждут серьезные проблемы. Отсюда и резкие изменения позиций руководства ЕС. И, к сожалению, пока ситуация в еврозоне развивается по далеко не лучшему сценарию. Продолжают снижаться в Германии показатели предпринимательской уверенности, плюс сильным риском для экономики ЕС может стать увеличивающаяся угроза дефолта банковской системы Португалии.
И этот негативный процесс будет продолжаться по худшему сценарию. Да и мы еще только в самом начале, к сожалению, в самом начале того, что сейчас происходит в экономике Украины. Пока – это только цветочки. И у нас даже нет стабилизационного фонда, как в ЕС. А, собственно, чем его наполнять?! К тому же и Европа нам также не сможет помочь, локомотив ее экономики – Германия уже на пороге рецессии.
Министр финансов Германии В.Шойбле, кстати, уже призвал лидеров европейских государств продолжать проводить структурные реформы для стимулирования роста экономики и раскритиковал программу ЕЦБ по выкупу обеспеченных активами ценных бумаг (ABS). "Рост в Европе не должен достигаться выписыванием чеков", - отметил он. А за финансовой помощью в очереди стоят Греция, Испания, Португалия, Италия, Ирландия и т.д. И денег всем, конечно, не хватит. Никто уже не сможет вытащить всех должников.
А что же у нас в Украине? Судьба наша печальна, впереди нас ждут более серьезные потрясения. Еще и потому, что нынешний кризис в Украине привел к серьезному кризису госуправления, модели государства, а действующие институты уже не справляются с новой ситуацией в стране. То есть мы находимся в начале большой оборонительной битвы за государство Украина.
К тому же, по данным МВФ, в случае падения гривны против доллара США ниже отметки 12грн./$1 для стабилизации украинской банковской системы понадобятся траты размером до 5% ВВП Украины. Глава НБУ В.Гонтарева уже заявила о готовности пойти на экстренные меры по стабилизации гривны. Как мы уже знаем, пока лишь речь идет об административных ограничениях на покупку населением иностранной валюты. Судя по всему, других мер не знают, зато продолжают пиариться и хвалить себя. Ведь 26 октября уже близко-близко. В этой связи вспомнил слова бывшего директора бюджетного управления Конгресса США Рудольфа Пенера: «Беда не в том, что экономисты не умеют предсказывать, а в том, что политики требуют слишком оптимистичных прогнозов».
Итак, что у нас на улице? Кризис! Что делать? Сегодня почти любое движение к успеху в экономике Украины – это прыжок через пропасть. Однако, почему-то у нас до сих пор ни один из политиков, который участвует в досрочных выборах в ВРУ, нам не сказал: «Я проглядел кризис». И почему население оказалось умнее политиков?!
Судя по всему, и этот второй Майдан, не влечет за собой изменений к лучшему, по-прежнему Украиной правят олигархи, чьи состояния растут.
А что касается нашей политической элиты, то она никак не может обеспечить реальный суверенитет государства и сокращения такого огромного и постыдного для Европы разрыва между бедными и богатыми. Кстати, в 2008 году в 20 тыс. населенных пунктов в Украине не родился ни один ребенок. В 2009 году был составлен список стран по ожидаемой продолжительности жизни, Украина в нем заняла 150 место из 200. А в 2013 году Украина оказалась лишь на одну строчку выше беднейшей страны Европы – Молдавии (убежден, сейчас уже и эта последняя позиция сдана). Речь идет о рейтинге, составленном немецкой исследовательской компанией Gfk: доля нашего населения за чертой бедности составила 28%. Это горькая правда. И, наконец, что простым людям дальше делать? Понятно уже, что мы рассчитывали на лучшее, а получили - как всегда. Просто нужно отдать каждому себе отчет: в ближайшие годы лучше не будет. Как только это понимаете, так соответственно и нужно действовать.